Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/2006

Третья тетрадь. Детный мир
Третья тетрадь
детный мир

ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ

Всеволод ПЕЖЕМСКИЙ
Санкт-Петербург

Не актер, не штурман и не фотограф...

Найти для подростка настоящее дело трудно. Но именно оно потом может определить его жизненный путь

Мы, взрослые, почему-то плохо понимаем, как чувствует себя подросток. Психологи и педагоги никогда не спорят о старшем юношеском возрасте.
Для юноши на первом месте са-
моопределение, поиск профессии. А вот с ведущим типом деятельности в подростковом возрасте выходит неувязка. Вроде бы для подростков главное – общение. Но попробуйте пообщайтесь с ними – сразу заметите, что это правило на вас не распространяется: для большинства подростков родители и учителя не входят в состав значимой группы и не являются авторитетом.
Так что, на мой взгляд, правы те, кто говорит, что для подростка ведущий тип деятельности – общение в референтной группе. Хоть и звучит коряво. Отсюда все неформальные организации, молодежные группировки, но – и скаутинг, и волонтерское движение. Когда складывается коллектив, где в основе гуманистические отношения (все по-доброму относятся друг к другу), где царит атмосфера толерантности (тебя принимают таким, какой ты есть), но есть дисциплина (рамки, за которые нельзя выходить), в таком коллективе подросток раскрывается.
В нашем археологическом клубе
подростки получают опыт совершенно других отношений со сверстниками, вне стандартной модели учитель–ученики. Для них невероятно важно общественное мнение. Но не всего общества, а той группы, с которой они себя идентифицируют.
Может, поэтому к нам куда чаще приходят именно слабые ребята, которые по жизни уже привыкли к роли подавляемых. Так было и с Борей. Его воспитывала одна мама, с которой у Бори установились очень скверные отношения. Мама лишь способствовала его слабости, опуская самооценку мальчишки все ниже своей постоянной критикой.
Оказавшись в экспедиции, Боря, привыкший к роли изгоя, нередко плакал в палатке, но терпел. На раскопках работал посредственно. В течение двух лет он попробовал себя актером в видеопостановке, штурманом в группе разведки, фотографом, исследователем древностей. И ничего у него толком не получилось и по-настоящему не заинтересовало.
Мне звонила его мама и изводила жалобами на бестолкового сына. Я и сам не понимал, что делать. А ответ, оказывается, лежал на поверхности. У Бори прекрасно получались работы по кухне. В магазине, когда мы закупали продукты для похода, он лихо подсчитывал суммы, предлагал варианты покупок. В конце концов я предложил ему еще одну роль – лагерного завхоза. Предложил от безысходности, поскольку никто им становиться не хотел. Или не получалось. А у Бори случился прорыв – он взялся за новое дело с интересом и совершенно неожиданной ответственностью.
В лагере установился порядок, продукты не портились, никто не оставался голодным. Я стал доверять Боре деньги. Он не обманул меня ни разу и не потратил ни копейки из общественных денег на личные нужды. А дальше произошло самое важное – Боря как завхоз начал приобретать доверие и уважение у ребят, стал интересен им и как личность, нашел себе друзей.
А потом Боря сам выбрал профессию. Отказался от поступления в военное училище и пошел в кулинарный техникум на отделение управления организацией общественного питания. В первый раз в опыте клуба занятия ребенка в такой мере определили его жизненный путь.
Слабый ребенок непременно вживается в свою роль – роль жертвы. Она его не устраивает, но сам он не может бороться за большее. Роль педагога здесь – предложить такому ребенку специфическое поле деятельности, в котором он сможет реализовать себя. Может быть, искать придется долго. Но это будет настоящая, действенная помощь.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru