Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ БЕСТСЕЛЛЕР

Как учить и учиться на уроке, чтобы учиться хотелось и училось бы успешно в современной массовой общеобразовательной школе?

Елена ЯНОВИЦКАЯ

Базовый минимум в максимальномосвоении

Часть пятая

Продолжение. Начало в № 1, 2, 3, 4, 5/2006 г.

Мы заканчиваем рассказывать о постижении учениками базового минимума. Одна из вечных проблем учителя – как оценить достижения ребенка и научить его самостоятельно контролировать свои продвижения.

Отметки, оценки и «заработки»

Любые попытки в начале освоения нового дела, даже если они дают неудачный результат, необходимо расценивать позитивно.
Наш дидактический подход предлагает при оценивании учеников иметь в виду два понятия: отметка и оценка. Долгое время эти два слова казались синонимами.
Пора дифференцировать их по семантике, содержанию. Отметка, заметка, насечка на стволе дерева и тому подобные памятные знаки обозначают начало пути, вехи продвижения, направление поиска, но никак не качество работы, которая еще не выполнена.
Накопление отметок следует всегда суммировать, ведь отметка отметке рознь. Одна говорит о более точной, верной или объемной проделанной работе, другая фиксирует (пока что) только факт участия. Потому отметки делаются цифрами, как и оценки. Прейскурант отметок, как стоимость работы, ученику надлежит знать заранее.
А вот прейскурант «оценок» сложился давно, и он очень точен, краток, удобен, понятен всем. Единица означает, что работа не сделана вообще. Двойка означает: работа как-то сделана, но настолько плохо, что принятой быть не может. Тройка означает удовлетворительное отношение к качеству проделанной работы, ее можно принять, ею можно пользоваться, хотя и в очень ограниченных пределах. Четверка – это уже очень хорошая, запланированная по качеству работа, удовлетворяющая заранее намеченным планам по ее использованию.
А вот пятерка традиционно легко «путалась» с четверкой. Малейшая неточность, не всегда принципиально умаляющая достоинство работы, уже давала право оценивать вполне годную работу не на «5», а на «4». И тут тонкости оценивания чаще оказывались субъективными или, что ничуть не лучше, сугубо формальными. В отношении отличной оценки наша система вводит однозначный объективный критерий: работа, при прочих ее качественных достоинствах, оригинальна, отлична от всего того, что в учебной работе встречалось, она есть личное, оригинальное произведение автора.
Естественно, в учебных условиях таких оригинальных работ будет всегда немного. И это нормально. Это отражение возможностей той категории людей, которые не просто создают блага, но и движут человечество вперед.

Нюансы оценивания.  Ошибочный шаг – это тоже успех

Использование цифр для отметки и для оценки есть самый простой и очень емкий учебный прием. Он позволяет быстро фиксировать наличие учебных шагов-усилий и точно указывать «стоимость» каждого шага.
Такое четкое представление позволяет пользоваться дополнительными значками в виде плюсов и минусов.
Устанавливать очень большую шкалу – значит усложнять взаимопонимание между учителем и учениками. Школьная система оценивания должна больше обучать, чем фиксировать результаты!
Для понимания состояния ученика достаточно 10–15 «значков-закорючек». Можно использовать десятичную дробь – 2; 2,25; 2,5; 2,75; 3… до 5. Или: –1, 1, 1+ …и так далее. Чтобы минус не переделывали на плюс, его можно ставить перед цифрой. В итоговом документе – писать словом.
Так, находясь на самом нижнем уровне освоения базового минимума одной темы, ученик может оказываться в трех состояниях: близко подходить «к минимуму», полностью им овладеть или уже, опираясь на достигнутое, проявлять стремление к новому подъему, накопив прочные знания по другим минимумам. И соответственно кратко об этом можно записать: –3; 3; 3+. Цифра будет отражать реальность и показывать направление возможного продвижения.
Цифры 1 и 2 следует употреблять только как «отметки», в качестве «копилки» прилагаемых усилий. Без них нельзя фиксировать ошибочные шаги. А это очень важно в учебной работе, чтобы шаги совершались, чтобы ошибок не боялись, а степень ошибочности была бы замечена исполнителем дела.
Смысл учебной деятельности как раз и состоит в том, что сначала не знаем, как поступать правильно, а потом научимся. Но делать это безошибочно, с ходу, в работе, которую ты заранее не знал, почти невозможно. А если все у всех сразу получается отлично – это не учеба, а халтура или хвастовство учителя.
Учитель обязан строить обучение так, чтобы отличнику было поначалу трудно. А к концу – даже незаинтересованному, вроде бы малоспособному ученику оказывалось интересно и понятно.

Общественная проекция школьного оценивания

Окончательная оценка, которая попадает в аттестаты и дипломы, это: 3, 4 и 5.
Пользоваться большим числом цифр-пометок и оценок нерационально, если исходить из желания понимать «уровень образованности».
«Стандарты образованности» могут иметь три категории.
Первый, начальный, обозначает наличие знаний и умений в пределах базового минимума изучаемой программы по отдельным предметам или по всем сразу. (Обладатель такого документа удовлетворительно подготовлен для исполнительской деятельности под руководством профессионалов).
Второй, средний, означает наличие полной эрудированности во всех изученных вопросах и связях между ними, способность репродуктивно эти качества проявлять.
И, наконец, третий, высший стандарт образованности означает развитую и специальными проверками подтвержденную способность к творческой, нестандартной деятельности в одной или нескольких сферах жизни.
Задача школы – не унижать одни категории учеников по отношению к другим, а наоборот, закладывать основы для их взаимного уважения.
Этого можно достичь только организуя большинство обучающих действий «от слабого к сильному и обратно». Тогда никому не будет «запрещено» быть творцом. И тогда находка «оригинала» будет заметной, его вклад – достойным одобрения товарищей, поиски которых без его участия не приводили к успеху. Этот успех в итоге достался всем по обратному пути «от сильного к слабому».

Побегай за копейками – наберешь рубль

Базовые знания по любой учебной теме состоят из простых единичных понятий, как рубль из копеек. Но «без копейки рубля не бывает». Копеек в рубле – сто штук, а не 99 или 101. Потому учащимся должны быть названы все образцы тех единичных понятий, что составляют сущность новой темы. Все до единой «копейки» показаны в учебнике, чтобы он мог их найти самостоятельно в случае потребности.
Обозначены, специально помечены все номера заданий на базовый минимум темы («М») в задачниках и сборниках упражнений. Каждый из них должен быть разобран на уроке, даже если они были предложены для домашней работы. Это есть тот минимум знаний из содержания темы, который обязателен для всех.
Учитель обязан организовать столько учебно-игровых моментов, сколько потребуется его ученикам, чтобы все основательно набегались за деталями, мелочами, «копейками» темы и чтобы каждый из них собрал свой «рубль».
Увеличение количества тренируемых и контролируемых элементов «минимума» должно происходить постепенно и с предварительным уведомлением учеников. Если этого не сделал составитель учебника, необходимо потрудиться учителю.
Освоение минимума можно считать законченным лишь когда учитель убедится, что у каждого из его учеников все сто копеек лежат в копилке. Этой копилкой может быть сам учебник, тетрадь, «опорный конспект» или любой другой накопитель базового минимума информации, которым ученик владеет и в котором легко ориентируется. Учителю следует интересоваться, насколько осознанно этой информацией ученик пользуется.
Но рассчитывать на более длительное запоминание, на долговременную память о новом материале еще рано. Учитель организует второй этап встречи с материалом темы, что дает возможность опереться на краткосрочную память, особенно сильную в детстве и отрочестве.

Первый конец начала – это его результат: правильно ли начали? Как будем продолжать?
Конец второго этапа работы показывает, что изучение новой темы нельзя считать законченным. Явно видна необходимость еще двух завершающих дело процессов. Это – самоконтроль и тренировка. Даже при отличных показателях самоконтроля, где в общем-то эксплуатируется установка на короткое запоминание, редко можно утверждать, что знания по теме достаточны. Обычно для перевода фрагментов рабочей памяти в долговременную, способную переходить в наитие, в непроизвольные верные решения, нужна тренировка.
Но прежде чем учитель поставит задачу связывать новую тему с пройденными ранее, тем более будет пытаться выводить новые знания на творческий уровень, ему следует позволить каждому ученику самому убедиться, в каком состоянии находятся его знания базового минимума новой темы. Возможно, какие-то связи возникли спонтанно. А некоторым ученикам оказались по силам творческие подходы.
Учителю должно быть интересно узнать и степень разброса успеваемости (понимания и запоминания) в коллективе – чтобы «лиха беда» не захлестнула «начала» плавания по океану знаний.
Предотвращая торможение, а то и остановку в движении, учитель вынужден назначить контроль. Психологически рационально и демократично начинать с самоконтроля.
Для подготовки к нему разрешается просмотреть образцы возможных заданий. Просмотреть дома, самостоятельно или с любой посторонней помощью, в любом варианте: хоть досконально проделать, хоть бегло взглянуть. Указываются номера не только на использование базового минимума пройденной темы, но и других двух видов сложности: на связи («С») и на творчество («Т»). Поясняется, что на таком контроле каждый сможет оценить себя сам, исходя из того, что знания на минимум («М») дают оценку «3», на «С» – «4», на «Т» – «5».
И объявляется «фора»: это самоконтроль, в журнал будут выставлены только положительные оценки, те, которые ребята сами захотят туда внести.
Время, отведенное на изучение темы, использовано пока меньше чем наполовину. Вторая половина срока, отведенного на всю тему, будет потрачена как на закрепление базового минимума, так и на поиски связей этой новой темы со всем материалом, изученным ранее. Тренировка позволит ликвидировать нестыковки и белые пятна в знаниях каждого ученика. И если на первых порах учитель еще навязывал ученикам нагрузки, идущие извне (а потому иногда излишние, а иногда недостаточные), то после самоконтроля выбор направленности и интенсивности усилий в освоении новой темы будет исходить от ученика. Ведь всем станет ясно, кому и что именно требуется тренировать.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru