Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

СМЕНА ОРИЕНТИРОВ

Татьяна УВАРОВА,
заместитель директора гимназии № 87  г. Краснодар
http://school87.kubannet.ru/e_t_kurs.html

Образование по интересам

Наша многопрофильная гимназия – краевая экспериментальная площадка по теме «Механизм проектирования и мониторинга элективных курсов в профильном обучении старшеклассников». Третий год мы работаем в эксперименте, и поначалу многое приходилось изобретать самим. Теперь появились методические разработки, и мы видим, что почти все делали правильно, а что-то даже лучше, чем предлагают методисты.
Суть нашей работы заключается в создании гибкой системы профилей и элективных курсов, выбор которых определяется анкетированием учащихся и их родителей. На сегодня наиболее востребованы три профиля – информационно-математический, химико-биологический и экономический, а два – лингвистический и филологический – вводятся по мере запроса учащихся.
Главное, что мы поняли, – элективных курсов в школе должно быть много. Мы собрали целый веер программ – их более 80, и в этом году еще 14 курсов проходят апробацию. Понятно, что не все разработанные курсы действуют непрерывно, ведь спрос на элективы у детей каждый год разный. То вдруг популярным становится право, то психология, то решение трудных задач по физике. И если находятся 5-7 человек, желающих заниматься, например, журналистикой, мы запускаем курс журналистики. Не собирается группа – нет и курса. Есть в этом доля риска: учитель работает над составлением программы, пишет научное обоснование, проходит утверждение – а курс не идет.
Идут те курсы, в которых хорошо выражена практическая направленность. Ученики выбирают занятия, где им можно как-то проявить себя. Первыми по рейтингу у нас идут элективы Натальи Андреевой «Опыты без взрывов», Марины Мирошниченко «Компьютерная публикация». Они построены на лабораторных и практических работах. Популярностью пользуется курс Натальи Гайденко «Основы журналистики»: дети выпускают школьную газету «Гималаи».
Учителя знают: девиз успешного элективного курса – «Действия, а не разговоры!».
Оказалось, что короткие курсы, 17-часовые, дети выбирают охотнее. Не потому, что им не хочется ни во что углубляться, а потому, что можно сделать больше проб в разных видах деятельности. Таков запрос: для девятиклассников лучше делать четыре курса в год по 17 часов, чем два 35-часовых, хотя у нас есть разные: вдруг выберут!
Мы не сразу поняли, как важно умело представить новый курс детям. Не поверите, но это целая наука! И программа разнообразных презентаций создавалась у нас тоже постепенно. Теперь уже заметно, что детям очень нравятся элективы, которые ведут не учителя, а специалисты из вуза или родители, авторитетные в своей профессии. Почему так? Может быть, люди со стороны детям интереснее, чем учителя? А может быть, учителя не хотят меняться, работают по старинке, не желая искать другой стиль общения? Ведь создать и апробировать новый курс – это значит загореться идеей, начать с детьми чем-то активно заниматься, готовить по теме проект или вести исследовательскую работу, учить взаимодействовать, представлять результаты своего труда. Формы отчета по элективам – это игры, тренинги, дискуссии, открытые трибуны, мастер-классы, семинары.
Новая педагогика. К счастью, для многих учителей нашей гимназии она уже жизненно необходима.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru