Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/2006

Первая тетрадь. Политика образования
Первая тетрадь
политика образования

ФАКУЛЬТАТИВ ПО ТРУДОВОМУ ПРАВУ

Каждую весну школьный профком перезаключает коллективный договор между директором и работниками школы. Согласно договору, стороны строят свои взаимоотношения на принципах социального партнерства.
В большинстве школ, к сожалению, учителя о коллективном договоре не имеют представления. Он не обсуждается, перезаключается формально – рутинная бумажка школьного делопроизводства.
Зато в тех немногих школах, где налажены партнерские отношения между администрацией и коллективом, сотрудники чувствуют свою социально-экономическую защищенность, в полной мере пользуются правами.
Правда, сегодня и этот опыт оказывается под угрозой…

Михаил СОТНИКОВ,
председатель Московской областной организации профсоюза работников народного образования
и науки РФ

Коллектив вступает в договор

До 2002 года, когда был принят новый Трудовой кодекс, учителя очень редко заключали коллективные договоры с администрацией. Думаю, так было не только в нашей области. Но в обновленном ТК многие вопросы, связанные с финансами, были оставлены «на усмотрение» руководства школы.
Вот, например, прибавка к отпуску за ненормированный рабочий день. Раньше в кодексе все было четко прописано, а с 2002-го организация сама определяет, у кого какой рабочий день. Другой пример: перечень работ, по которым полагается доплата «за работу с вредными и опасными условиями». Раньше этот перечень был, с 2002-го – сами определяйте. Доплата за ночную работу – та же история.
Все эти вопросы должны быть определены локальными правовыми актами. Поэтому с 2002-го разработка коллективного договора стала для каждой школы насущной необходимостью.
По просьбе профсоюзных организаций мы разослали в школы области макет коллективного договора. Права и социальную защиту работников прописали в нем «по максимуму». Профсоюзы стали работать с администрацией на местах. Кто-то смог реализовать предлагаемые нами условия на 90%, кто-то на 70%, многие добавили свое. Например, в Домодедовском районе обеспечили бесплатное питание детям сотрудников, а в Люберецком не получилось. Что ж, возможности у районов разные.
К макету договора мы разработали макет правил внутреннего трудового распорядка для сотрудников школы. Этого документа нигде по России нет, только у нас. При том что последнее положение о правилах внутреннего распорядка в школах издавалось в 1984 году. А ведь это необходимый документ, в Трудовом кодексе он предусмотрен как приложение к коллективному договору.
Собственно, в договоре мы различаем три вещи: экономические гарантии, социальные вопросы и права трудового коллектива. Итак, обо всем по порядку.

Экономический эффект
Мы просим при заключении договоров и территориальных соглашений обращать особое внимание на их экономический эффект. Какие здесь есть возможности?
Например, часть учителей в договорах прописали дополнительные оплачиваемые дни к отпуску за подмену временно отсутствующих коллег. В других школах те же дни в «плюс» к отпуску получают за работу без больничного листа.
В третьих школах за подмену коллег учителя получают по договору повышенную оплату. Ведь иначе как получается: если учитель работает на подмене, то получает оплату труда не тарификационную, а почасовую, гораздо меньшую. Мы считаем, это неправильно, за уроки и за воспитательную работу надо платить столько, сколько бы платили временно отсутствующему коллеге.
Или другой сюжет: школа сокращает число сотрудников. При увольнении женщины с двумя детьми зарплата по трудовому законодательству ей выплачивается за три месяца вперед, а мы записали за шесть месяцев. И это уже было применено.
Что характерно: все эти требования не противоречат действующему законодательству. Это те возможности, которые можно и нужно использовать.

Три социальных вопроса
Коллективный договор помогает решить и проблемы другого рода.
Первое – бесплатный или частично бесплатный проезд к месту работы для педагогов. Вот, к примеру, у нас есть хороший интернат в сорока километрах от Коломны. Педагогические работники все, конечно, из города, и транспортные расходы у них серьезные.
Второе: бесплатное питание для работников школы или хотя бы для воспитателей дошкольных учреждений.
Третье: бесплатное или частично оплачиваемое содержание детей работников школы и внешкольных учреждений.
Четвертое: отдых детей. По общему правилу родители платят 10% от его стоимости. Этот пункт обычно соблюдается и без договора, но вписать его все равно стоит, потому что учителя, приходя работать в школу, читают не законы, а именно коллективный договор.
Работники образования получают немного, и во всех четырех случаях им выходит хорошее подспорье.
Трудовое право
Эту часть коллективного договора мы советуем тщательно прописывать школьным профсоюзам. Например, в трудовом законодательстве есть такое понятие, как «учет мнения профсоюзной организации». Мы различаем «согласие» и «согласование» – это разные формы сотрудничества администрации с учителями. И в рекомендуемой форме договора пишем, какие действия администрация школы должна предпринимать с согласия профсоюза, какие по согласованию, а какие с «учетом мнения». То есть, не стараясь в договоре переписать все трудовое законодательство, мы включаем в него те пункты, которые говорят работнику о его правах.

Возможные трудности
Конечно, у нас, у профсоюза, возникают проблемы с централизованными бухгалтериями школ. Они возмущаются большими, чем в трудовом законодательстве, правами и социальной защищенностью работника школы. И возвращают договор на доработку. Это странная ситуация, потому что их дело – следить, чтобы права и социально-экономические гарантии учителя не были ущемлены по сравнению с трудовым законодательством. А дело профсоюза – права и гарантии работника расширять, не вступая в противоречие с трудовым законодательством.
Кстати, по закону все договора принимаются до принятия бюджета города,
района, области на текущий год. Потому что норму социально-экономической защищенности работников школы нужно учитывать при составлении бюджета.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru