Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №5/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

ОБОЗРЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ
О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ? 

Анатолий ВИТКОВСКИЙ

За журнальным столом

Уклад большинства школ определяется стихийно сложившимися нормами и правилами поведения, многие из которых не поддерживают демократические отношения.
«Большинство учителей (61 процент), опрошенных в ходе исследования, проведенного сотрудниками Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, работают в школе с «повышенным уровнем властной дистанции», – пишет старший преподаватель кафедры управления человеческими ресурсами Евгений Руднев в статье «Организационная культура школы: что препятствует демократизации образования» («НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ», № 2 за 2006 год). – Для подобного образовательного учреждения характерны: ограничение доступа к руководителю, большое значение стажа и опыта работы, дистанция между теми, кто принимает решение, и теми, для кого оно принимается (руководитель игнорирует состояние работника, его самочувствие, отношение к поставленной задаче)».
Согласно результатам исследования только в одном (!) проценте образовательных учреждений существуют благоприятные условия для развития демократии. В статье приводится описание организационной культуры такой школы, а также организационных культур двух других наиболее распространенных в России типов школ.

В том же номере журнала помещена статья доцента кафедры педагогики и психологии Полоцкого государственного университета Ирины Андреевой «Эмоциональная компетентность в работе учителя», в которой речь идет о психологических способах управления эмоциями.
Автор обращает внимание на важный принцип: надо учиться контролировать не отрицательные эмоции как непосредственные, достаточно кратковременные переживания, но эмоции «неуместные» и «деструктивные». Общим признаком таких эмоций является то, что они возникают вследствие неправильного представления ситуации. Следовательно, нужно не избавляться от эмоций, а исправить ошибку в оценке ситуации. Чтобы сделать это, надо сначала постараться «отделить» собственное Я от переживаемого чувства, попытаться посмотреть на себя со стороны. Важно также умение правильно назвать собственное чувство, способность ограничивать или расширять поток «эмоциональной информации».

Оказывается, чаще всего ученики пятых-седьмых классов испытывают положительные эмоции в ситуации «за пять минут до конца урока». По данным исследования Педагогической академии последипломного образования, последние пять минут занятия приносят положительные переживания 62 процентам школьников, тогда как момент прихода в школу – 28 процентам.
Отрицательные эмоции, как отмечает аспирант Педагогической академии Е.Смирнова в статье «Психолого-педагогические причины школьных стрессов подростка» («ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ», № 1 за 2006 год), большинство ребят связывают с ситуациями учебного процесса (вызов в доске, предстоящая контрольная работа) и особенностями личностного взаимодействия учителя с учениками (крик, грубость, не-
справедливые замечания).

О том, как можно организовать в школе творческую, насыщенную интересными событиями жизнь, рассказывает учитель начальных классов Анна Волосенко в статье «Система воспитательной работы в начальной школе» («НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА ПЛЮС ДО И ПОСЛЕ», № 2 за 2006 год). В публикации представлены воспитательные технологии, которые «способствуют гармонизации отношений в коллективе, приносят удовольствие учителю и ученикам, развивают у детей креативность, навыки общения и самоорганизации». Одна из технологий называется «Путь истины». Кратко ее можно описать в виде нескольких последовательных шагов. Шаг первый: формирование индивидуального понимания. Вначале каждый ребенок отвечает на вопрос: что это? Например, что есть мастерство? Из чего это состоит (складывается, возникает)? Зачем это? На втором шаге ребята в парах согласовывают свои мнения так, чтобы в ходе согласования родилось новое общее понимание, но при этом не потерялась «индивидуальность» каждой позиции. После чего происходит согласование в четверках. На этом этапе вводятся особые правила работы, а каждому участнику отводится особая роль. Заключительные шаги: выступление команд и рефлексия. Так на собственном опыте ребята убеждаются в том, что приблизиться к истине можно только в диалоге с другими людьми.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru