Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №5/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

СТРАНА – КАНИКУЛЫ
 

Ольга ЛЕОНТЬЕВА

Игры в дорогу

Чтобы нескучно было в дальней поездке и вечером после экскурсии

Третья четверть заканчивается. Впереди целая неделя отдыха. Многие учителя используют каникулы для поездок с детьми, порой отправляясь в довольно дальние путешествия.
Во время поездок учитель работает практически круглосуточно, отдохнуть по-настоящему удастся теперь только дома, но эта работа оправдается сторицей: в путешествии можно использовать возможность неформального общения с ребятами, раскрываясь перед ними в новом, непривычном качестве интересного, общительного человека, давая возможность ученикам показать себя с наилучшей стороны.
Во время долгих переездов, вечером после экскурсий перед педагогом часто встает вопрос: как организовать ребят. Можно, конечно, предоставить им полную свободу, предварительно оговорив общие правила, но это не самый лучший вариант.
Песни под гитару, смешные истории, шутки, игры сближают взрослых и детей, дают возможность лучше понять друг друга. Расскажу об играх, которые были наиболее любимы моими учениками во время поездок, путешествий, походов.

Двадцать вопросов

Один человек удаляется от группы или плотно закрывает уши. Остальные загадывают слово – имя существительное, обозначающее какой-нибудь предмет или живое существо, и определяет, к какой группе он (оно) относится по происхождению: растительной, животной или минеральной. Водящий должен догадаться, какое слово загадали его друзья. Он имеет право задать ровно двадцать вопросов, ответы на которые только «да» или «нет», отвечают ему все вместе – таким образом, в игре могут принимать участие все присутствующие, хоть тридцать человек. Эта игра была взята из популярного английского телешоу, в котором водящий задавал свои вопросы целому залу.
Если вы впервые начинаете играть в «двадцать вопросов», будет лучше, если первым водящим будет учитель. Приведу для примера один вариант игры.
Загадали слово «табуретка».
Сообщили о происхождении: растительная (потому что чаще всего сделана из дерева), но бывает и минеральная (если она сделана из пластика).
Вопрос. Это живое растение? (Вопрос необходим, чтобы понять, загадано конкретное растение или предмет, сделанный из чего-то растительного).
Ответ. Нет.
Вывод (лучше его всегда произносить вслух, особенно когда отгадывает учитель). Значит, этот предмет сделан из растений или из растения. Это может быть что-то деревянное, бумажное. Может быть, растительное масло, ткань, что-то, о чем я пока не вспомнил. Начнем с деревянного.
Вопрос. Этот предмет сделан из дерева?
Ответ. Да.
Вопрос. Это какая-то мебель?
Ответ. Да.
И так далее. Ребята обязательно считают количество заданных вопросов. После двадцатого вопроса водящий должен сказать загаданное слово. Игра очень интересная, развивает логику всех участников; часто довольно познавательна, так как можно обсуждать, почему джинсы – предмет растительного происхождения. А если загадано какое-то животное, то вопросы типа: «У этого животного четырехкамерное сердце?» – заставляют ребят систематизировать свои знания по биологии.
Совет. Быть ведущим в игре сложно. После того как в этой роли побывал учитель, лучше предложить быть ведущим ребенку с наиболее развитым логическим мышлением, хорошо знающим предмет игры (если для нее выбирается некоторая знаниевая сфера).
Бывает, что кто-то из ребят очень стремится водить, но в результате никак не может отгадать слово. В этом случае можно с ним поработать отдельно: подготовить к следующей игре, объяснить, чем отличаются системные вопросы от конкретных. Эта игра может стать важной отправной точкой для повышения интереса ребят к учебным предметам. Например, чтобы отгадать животное, мало знать названия видов, нужно понимать систематику животного мира и именно ей уделить внимание.

Абстракции

Эту игру можно предлагать только в коллективе хорошо знающих друг друга людей. Водящий уходит, остальные загадывают человека из числа общих знакомых, например, кого-то из класса или учителя, работающего в нем. Водящий задает вопросы, начинающиеся со слов: «Кем был бы этот человек, если бы он был...» Окончания вопроса меняются по ходу игры: животным, растением, песней, фильмом – всем чем угодно. Все отвечают по очереди, говоря, с каким животным, растением, песней или фильмом соответственно ассоциируется загаданный человек. Именно по этим ассоциациям и нужно догадаться, о ком идет речь. Часто рассуждения водящего озвучиваются: «Сказали, что этот человек ассоциируется со следующими животными: кенгуру, медведь, лось. Наверное, это кто-то сильный, крупный и очень подвижный».
Это сложная игра, развивающая взаимопонимание в группе, работающая на сплочение коллектива. Правда, иногда ассоциации бывают довольно нелицеприятными, поэтому в коллективе, где между ребятами не сложились дружеские взаимоотношения, в нее нужно играть с большой осторожностью.
Совет. Если в группе есть явные неформальные лидеры, то лучше всего загадывать именно этих людей. Лидеры не боятся, когда их обсуждают, им это даже льстит. Даже если некоторые ассоциации будут критическими, настоящий неформальный лидер сумеет сделать правильные выводы. Не стоит бояться, если ребята загадают вас – это даст возможность показать, что у вас есть чувство юмора, что вы готовы узнать мнение ребят о себе, что оно важно для вас. Только когда у детей будет достаточный опыт этой игры, когда они поймут, что услышать ассоциативное мнение о себе не страшно, можно загадывать не очень уверенных в себе людей или тех, кто в ней не участвует.

Следующие две игры – шуточные, «на новенького».

МПС, или Мой правый сосед

Для этой игры все (кроме водящего) должны сидеть в круге. Задача водящего – отгадать, что такое МПС. Можно сразу сказать водящему, что это – человек, а можно дать возможность самому об этом догадаться. Вопросы в этой игре можно задавать любые, не только те, на которые можно отвечать «да» или «нет». Лучше, если один вопрос задается нескольким людям. Как только водящий догадается, что МПС – это о каком-то человеке, наступает самая смешная часть – у одного сидящего МПС будет девочка, у другого – мальчик, у третьего – учитель; у одного с голубыми глазами, у второго – с карими.
Редко кому удается отгадать, что же такое МПС, но после этой игры общая добрая атмосфера в группе обеспечена. Ясно, что в одном коллективе в эту игру можно играть лишь однажды. Однако если этот коллектив «открытый», например – разновозрастная группа школьников, занимающихся в одном туристическом клубе, где всегда есть старожилы и новички, в нее вполне можно играть один раз за поход.
Совет. Водящим в этой игре стоит выбирать «интеллектуала» – человека, который уверен в своих умственных способностях. Особенно полезна игра для ребят, которые становятся отличниками за счет хорошей памяти. Дело в том, что школьное урочное пространство редко создает для них ситуации дискомфорта. Им кажется, что всегда они будут такими же успешными, как на уроках, просто потому, что могут запомнить все что угодно. Скорее всего эти ребята не догадаются, что такое МПС, но обязательно задумаются, почему им не удалось этого сделать. Они, конечно же, захотят развить новое для себя качество, которое так необходимо в жизни – логическое и креативное мышление. Это поможет им и в дальнейшей учебе.

Кто у нас маленькая зеленая мышка?

(Фразу можно изменить, главное – чтобы было смешно и никому не обидно).
Водящему говорят, что он отойдет и группа загадает одного из присутствующих (назначит его «маленькой зеленой мышкой»). Водящий должен будет прийти и громко спросить: «Кто тут маленькая зеленая мышка?» – ему все громко крикнут: «Я!» Тогда по голосу, по выражению глаз водящий должен догадаться, кого загадали.
Как только водящий уходит, всем остальным объясняют, что эта игра – розыгрыш первого водящего. На кого он покажет, тот и будет первой «маленькой зеленой мышкой», немного расстроится (для виду) и уйдет «водить». Второй раз все действительно кого-то загадывают, новый водящий возвращается и спрашивает: «Кто у нас маленькая зеленая мышка?» Все набирают воздух, словно собираются крикнуть: «Я!», но... молчат. «Я!» кричит только первый водящий.
Игра, как и предыдущая, «на новенького», и сначала может показаться, что ситуация для него обидная. Это не так. Мы играли в нее много раз, и никогда ни один ребенок, выкрикнувший «Я!», не обижался. У детей прекрасное чувство юмора.
Совет. На первую игру выберите водящим самого активного ученика. Можно предложить водить тому, кто в поездке не дает проявлять инициативу другим, кто поучает всех. Если в следующей поездке к вашей группе присоединится новый взрослый, его тоже стоит сделать водящим: он быстрее сумеет влиться в детский коллектив, если найдет силы посмеяться вместе со всеми над удавшейся шуткой.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru