Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №5/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

ШКОЛЬНЫЕ РУБЕЖИ
 

К середине марта учителя уже примерно представляют свою нагрузку на будущий учебный год. Уже известно, кому достались пятые классы. Директор школы пишет нам: «С тревогой о судьбе класса пришла ко мне учительница начальных классов. Походила на уроки предметников и расстроилась. Извечная проблема перехода в пятый класс! Период адаптации. Как ни организовывай его, трудности не уходят. Больше всего страдают дети, у которых первая учительница имела индивидуальный педагогический почерк. У стандартного учителя они быстро теряют интерес к учебе, начинают ловчить, баловаться. Можно понять и предметника. Он только что вернулся из десятого класса в пятый, ему трудно перестраиваться. Об этом и говорили с коллегой».
Мы предлагаем нашим читателям наблюдения, размышления и практические советы психолога Елены Григорьевны КОБЛИК, автора «Программы адаптации детей к средней школе».

На ступеньку выше

Принять новую когорту в среднюю школу дело хоть и привычное, но не простое.
Инициативы разные. В одних школах проводятся дружелюбные весенние семинары-тренинги по преемственности, в других – предметники приходят на методическое объединение учителей начальной школы, как в стол заказов. А кто-то просто приходит в класс и дает пробный урок. Не для того, чтобы уличить педагога в некачественной работе, а для того, чтобы дети его запомнили, начали привыкать, находясь в привычной для себя обстановке, на своей территории.
А вот оставить классным руководителем пятого класса учителя начальных классов – новый педагогический опыт. Он обеспечивает мягкость и безболезненность перехода и поддерживается реальной возможностью учителя первоклассников сопровождать «своих» во второй половине дня.
Пока же учителя начальной школы, желая облегчить переход детей в большую школу, стараются приглашать в класс как можно больше разных взрослых. Пусть ребята привыкают к другим интонациям, непривычной манере говорить, к разным формам подачи информации. Они ходят с детьми «в гости». В соседние классы – с циклом любимых стихов или с презентацией самодельной книжки; в предметные кабинеты на верхних этажах школы – с тем, чтобы познакомиться с их хозяевами, учителями-специалистами. И к себе гостей приглашают, чтобы привыкнуть к посторонней публике, научиться говорить при чужих.
Предвидят они и организационные трудности, которые поджидают детей в связи с кабинетной системой. Нужно успеть вовремя закончить задание, собрать портфель, перейти в другой кабинет, приготовиться к уроку. И помогают, специально учат бережному обращению с временем: приступая к выполнению задания, обсуждают, сколько времени на него понадобится. Некоторые даже заводят песочные часы…
…Учитель тревожно поглядывает на убывающий песок. Что-то фатальное чудится ему в этой картине. Они уходят. Уже совсем скоро. Как-то их встретит новая школьная жизнь? У учителя начальных классов ежедневно перед глазами 25 человек, а у предметника – 125. Трудно разглядеть индивидуальность ребенка при нагрузке 1,5 ставки плюс классное руководство. Многое теряется в круговороте забот учителя старших классов, не потерялись бы дети!
Учитель-словесник рассказывает: «В этом году мне пообещали пятый класс, и я захотела получить от учителя характеристику класса. Но она сказала: «Подождите, вот немного поработаете, тогда и поговорим». Я подумала, что это мудрое решение. Не нужно идти к незнакомым детям с чужим мнением о них. Возможно, ребенок уже изжил какие-то проблемы, возможно, не раскрылся перед своим учителем. Обычно учитель развивает в детях те качества, которые ближе ему самому, и если они не соответствуют сути ребенка, то не всегда получают отклик в его душе. Но может быть, это неверно – строить отношения с чистого листа?»
Переживания, волнения, заботы...


ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ...

Кочубей Б.И., Новикова Е.В. Эмоциональная устойчивость школьника. М.: Знание, 1988

Прихожан А.М. Программа развития способностей к самопознанию и уверенности в себе у детей 10–12 лет // Руководство практического психолога. М.: Академия, 1995

Мухина В.С. Психология детства и отрочества: Учебник. М.: Институт практической психологии, 1998

Фопель К. Как научить детей сотрудничать?: В 4-х т. М.: Генезис, 1999–2001


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru