Вторая тетрадь
школьное дело
|
ШКОЛЬНЫЕ РУБЕЖИ
К середине марта учителя уже примерно
представляют свою нагрузку на будущий учебный
год. Уже известно, кому достались пятые классы.
Директор школы пишет нам: «С тревогой о судьбе
класса пришла ко мне учительница начальных
классов. Походила на уроки предметников и
расстроилась. Извечная проблема перехода в пятый
класс! Период адаптации. Как ни организовывай
его, трудности не уходят. Больше всего страдают
дети, у которых первая учительница имела
индивидуальный педагогический почерк. У
стандартного учителя они быстро теряют интерес к
учебе, начинают ловчить, баловаться. Можно понять
и предметника. Он только что вернулся из десятого
класса в пятый, ему трудно перестраиваться. Об
этом и говорили с коллегой».
Мы предлагаем нашим читателям наблюдения,
размышления и практические советы психолога
Елены Григорьевны КОБЛИК, автора «Программы
адаптации детей к средней школе».
На ступеньку выше
Принять новую когорту в среднюю школу
дело хоть и привычное, но не простое.
Инициативы разные. В одних школах проводятся
дружелюбные весенние семинары-тренинги по
преемственности, в других – предметники
приходят на методическое объединение учителей
начальной школы, как в стол заказов. А кто-то
просто приходит в класс и дает пробный урок. Не
для того, чтобы уличить педагога в
некачественной работе, а для того, чтобы дети его
запомнили, начали привыкать, находясь в
привычной для себя обстановке, на своей
территории.
А вот оставить классным руководителем пятого
класса учителя начальных классов – новый
педагогический опыт. Он обеспечивает мягкость и
безболезненность перехода и поддерживается
реальной возможностью учителя первоклассников
сопровождать «своих» во второй половине дня.
Пока же учителя начальной школы, желая облегчить
переход детей в большую школу, стараются
приглашать в класс как можно больше разных
взрослых. Пусть ребята привыкают к другим
интонациям, непривычной манере говорить, к
разным формам подачи информации. Они ходят с
детьми «в гости». В соседние классы – с циклом
любимых стихов или с презентацией самодельной
книжки; в предметные кабинеты на верхних этажах
школы – с тем, чтобы познакомиться с их
хозяевами, учителями-специалистами. И к себе
гостей приглашают, чтобы привыкнуть к
посторонней публике, научиться говорить при
чужих.
Предвидят они и организационные трудности,
которые поджидают детей в связи с кабинетной
системой. Нужно успеть вовремя закончить
задание, собрать портфель, перейти в другой
кабинет, приготовиться к уроку. И помогают,
специально учат бережному обращению с временем:
приступая к выполнению задания, обсуждают,
сколько времени на него понадобится. Некоторые
даже заводят песочные часы…
…Учитель тревожно поглядывает на убывающий
песок. Что-то фатальное чудится ему в этой
картине. Они уходят. Уже совсем скоро. Как-то их
встретит новая школьная жизнь? У учителя
начальных классов ежедневно перед глазами 25
человек, а у предметника – 125. Трудно разглядеть
индивидуальность ребенка при нагрузке 1,5 ставки
плюс классное руководство. Многое теряется в
круговороте забот учителя старших классов, не
потерялись бы дети!
Учитель-словесник рассказывает: «В этом году мне
пообещали пятый класс, и я захотела получить от
учителя характеристику класса. Но она сказала:
«Подождите, вот немного поработаете, тогда и
поговорим». Я подумала, что это мудрое решение. Не
нужно идти к незнакомым детям с чужим мнением о
них. Возможно, ребенок уже изжил какие-то
проблемы, возможно, не раскрылся перед своим
учителем. Обычно учитель развивает в детях те
качества, которые ближе ему самому, и если они не
соответствуют сути ребенка, то не всегда
получают отклик в его душе. Но может быть, это
неверно – строить отношения с чистого листа?»
Переживания, волнения, заботы...
ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ...
Кочубей Б.И., Новикова Е.В.
Эмоциональная устойчивость школьника. М.: Знание,
1988
Прихожан А.М. Программа развития
способностей к самопознанию и уверенности в себе
у детей 10–12 лет // Руководство практического
психолога. М.: Академия, 1995
Мухина В.С. Психология детства и отрочества:
Учебник. М.: Институт практической психологии, 1998
Фопель К. Как научить детей сотрудничать?: В
4-х т. М.: Генезис, 1999–2001
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|