Вторая тетрадь
школьное дело
|
ВИРТУАЛЬНАЯ ШКОЛА
Уже не первый год на рабочем столе
каждого учителя нашей школы стоит компьютер. С
самого начала никому не хотелось бы превращать
работу с ним в самоцель, искусственно притягивая
к теме урока и школьному мероприятию. Мы
понимали: компьютер может как стимулировать
образование, так и тормозить его. После
обсуждения многих попыток применения компьютера
учителями нашей школы мы совместно определили
основные направления работы с этим
оборудованием…
Ольга ШАЛДЫБИНА,
учитель школы № 1205
Москва
Наш классный компьютер
Возможности, которые
открываются не сразу
Рабочий инструмент
Когда довольно опытный, но
консервативный учитель знакомится с компьютером
впервые, ему может показаться, что использование
такой техники на уроке – обуза и трата времени:
«Стоит – только место занимает. Вдруг нажму
куда-нибудь не туда». И в таком состоянии
некоторые педагоги пребывают довольно
длительное время. Но вдруг какой-нибудь ученик
осторожно начинает: «А может, включим все-таки
ненадолго компьютер, мы не испортим, нас на
информатике учили!». Такое подталкивание, как
правило, расшевеливает в педагоге желание
овладеть таинственной машиной. И это главный шаг:
с чего-то начать. Например, с печатания в Лого или
в Worde простейших слов. Стоит научиться уверенно
набирать на клавиатуре свое имя и фамилию, как
тут же начинаешь открывать для себя удивительные
возможности нового «железного друга». Понимать,
насколько быстрее и интереснее ты можешь
готовиться к уроку, даже не заканчивая
специальных курсов. А распечатать и размножить
понравившиеся задания? Как красивы
приготовленные к уроку карточки! Списки книг по
внеклассному чтению. Фамилии и имена победителей
конкурса, набранные на компьютере. План классных
мероприятий. Образцы контрольных работ. Памятки
с рекомендациями для самоподготовки. Фотографии
школьных событий. Определенно жизнь класса
становится намного интереснее, когда в кабинете
стоит компьютер.
Электронная классная доска
При коллективной работе во время
объяснения материала задания можно выполнять
всем вместе. Стоит присоединить компьютер к
проектору, как можно уже выводить нужную
информацию на экран.
При закреплении знаний можно приглашать к
компьютеру детей по одному и давать им
индивидуальное задание. Большое удобство для
того, чтобы занять тех, кто уже выполнил основную
работу. Только поначалу это отвлекает остальных,
потом становится привычным.
Мотивация возрастает, если выполнивший задание
быстро и творчески показывает свою работу всему
классу. Показывает через проектор, с помощью
видеокамеры. Остальные с интересом наблюдают.
А при подготовке и проведении уроков по проектам
компьютер просто незаменим.
Сноровка, закалка, тренировка
Благодаря различным программам, так
называемым компьютерным тренажерам, которые
установлены на каждом компьютере начальной
школы и содержание которых учитель может
регулярно пополнять новыми заданиями, учащиеся в
свободное время, на перемене или после уроков с
удовольствием упражняются, проверяют свои
знания, выбирают желаемый уровень сложности
заданий. Присутствие учителя в это время
совершенно не обязательно. Результаты такой
проверки могут по желанию ребенка автоматически
заноситься в электронный журнал. Каждый сам
видит, какие он сделал ошибки и даже – на какие
правила.
Копилка информации
У каждого ученика на классном
компьютере есть своя папка, в которой собираются
его работы: отсканированные сочинения, рисунки,
индивидуальные лого-проекты.
В компьютере хранятся архивы школьных событий и
больших проектов: фотографии, сделанные детьми в
процессе работы с помощью цифрового
фотоаппарата, фильмы, снятые видеокамерой.
Накопление материала идет постоянно. К концу
учебного года компьютер превращается в огромный
банк бесценных материалов творческого поиска.
Жалко расстаться с ними, и в конце года мы все
материалы сбрасываем на диск. А наиболее
интересные проекты обрабатываются по
определенной системе учителем информатики и
превращаются в мультимедийный продукт: детские
произведения, рисунки, фото-, видеоролики.
Руководит этим, как правило, учитель информатики
или ведущий учитель. Но очень хочется, чтобы в
сборе, обобщении и обработке информации большее
участие принимал сам ребенок. Сейчас мы думаем
над тем, как лучше реализовать это на практике.
ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ...
А.С.Альбов, А.М.Хайт. Компьютер для
начинающих. – Питер, 2005
А.С.Альбов, А.М.Хайт. Атлас Персонального
компьютера для школьника. Практический курс.
Иллюстрированное пособие. – ИД НЕВА, ОЛМА-ПРЕСС,
2000
А.Ю.Уваров. Электронный учебник: теория и
практика. – М., Изд. УРАО, 1999
Сеймур Паперт. Штурм разума: дети,
компьютеры и могущественные идеи. 1980
Учитель-тьютор в контексте информационной среды
школы. – М.: Федерация Интернет Образования, 2005
Использование MS Word XP для создания
организационно-распорядительных документов
(ОРД). – М.: Федерация Интернет Образования, 2005
Общие вопросы организации поиска информации в
Интернете. – М.: Федерация Интернет Образования,
2005
Примечание. Эти и другие книги Издательства ФИО
размещены в электронном виде на сайте http://center.fio.ru/books.asp.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|