Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

КОГДА КОНЧАЮТСЯ УРОКИ

Ольга ЛЕОНТЬЕВА

Игры, праздники, конкурсы – одна из самых запоминающихся частей школьной жизни. Подготовка к проведению любого внеклассного или общешкольного мероприятия – особый педагогический процесс. Потому что урок может быть проведен хорошо, средне или даже плохо – на следующий урок дети все равно придут и будут заниматься. А школьный праздник или игра должны проводиться только блестяще, иначе в следующий раз никто не захочет в них участвовать.
Особого внимания требует подготовка игр. Именно подготовка, а не их проведение, потому что сама игра – это лишь маленькая, заключительная часть огромной работы.

Сыграем?

Да так, чтобы в следующий раз все снова захотели участвовать

Начиная подготовку к игре, нужно сформулировать для себя цели. Именно во внеклассной работе раскрываются многие таланты ребят и учителей, они начинают по-новому видеть и понимать друг друга. Игры в школе необходимы не только как веселое времяпровождение. Кроме развития командного духа и стремления к победе, игра позволяет всем участникам понять уровень собственных знаний, умений, навыков, продемонстрировать их.
В игру может быть вовлечен один класс, тогда целью становится сплочение коллектива, повторение некоторого учебного материала, выведение в активную позицию отдельных ребят. Или несколько классов. В этом случае прибавляются новые цели: знакомство детей друг с другом, формирование командного духа.
Внимание! Цели нужно сформулировать заранее, чтобы правильно выбрать форму проведения игры. Цели, которые ставит перед собой учитель, будут видоизменяться в процессе подготовки и проведения игры.
Этого не надо бояться, их трансформацию нужно фиксировать, анализировать, чтобы использовать всю полученную информацию при дальнейшей работе.

Игра должна быть современной
«Форт Баярд», «Блеф-клуб», «Умники и умницы», многие другие телевизионные игры дети и взрослые смотрят с увлечением, ставят себя на место участников, благо эти игры динамичны, в них есть общий сценарий, делающий зрителей соучастниками шоу. Можно заимствовать сюжет игры и из любимых ребятами книг или фильмов.
Внимание! Если вы собираетесь в школе провести новую игру, просмотрите внимательно телепрограмму, спросите ребят, какие игры они любят смотреть, и выберите вместе с ними самую популярную игру в качестве основной модели.

Сценарий игры должен составляться детьми и взрослыми вместе
Сочинение сценария – процесс трудоемкий, длительный, порой мучительный. Конечно, на первое собрание группы разработчиков педагог должен прийти подготовленным: иметь хотя бы несколько вариантов игры. Но при этом быть готовым к изменению собственных планов в соответствии с детскими идеями и запросами.
Внимание! Свои идеи, мысли педагог предъявляет лишь для пробуждения детской фантазии, а потом показывает коммуникативное умение слышать чужие (ребячьи) идеи, видеть в них рациональное зерно, дорабатывать их, изменять собственную точку зрения. Демонстрация этих качеств потом пригодится и при проведении уроков.
Условия и принципы судейства тщательно прорабатываются и сообщаются каждому участнику и зрителю
Иначе игра может закончиться не всеобщей радостью, а расстройством и разочарованием. Не стоит жалеть времени на обсуждение правил. Эта работа создаст хороший фундамент для учебной деятельности: составление правил развивает умение анализировать, планировать, обосновывать собственные мысли, вычленять главную идею из чужого, порой сумбурного рассказа.
Внимание! Правила судейства редко бывают совершенными. Поэтому нужно заранее предложить одному из самых активных разработчиков во время игры фиксировать недочеты.

После проведения игру нужно обсудить с ребятами
Школьная игра не заканчивается раздачей подарков и призов. В нее вкладывается много сил, дети переживают и победы, и поражения. Им надо дать возможность высказаться, зафиксировать свои эмоции.
Внимание! Не стоит спрашивать ребят: «Кому что понравилось?» Лучше предложить им поговорить о проведенной игре, для того чтобы в следующий раз использовать ее самые лучшие места и избежать допущенных в этот раз ошибок.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru