Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ БЕСТСЕЛЛЕР

Главы из книги.
Продолжение. Начало в № 1, 2, 3, 2006 г.

Елена ЯНОВИЦКАЯ

Базовый минимум в максимальном освоении

Как учить и учиться на уроке, чтобы учиться хотелось и училось бы успешно в современной массовой общеобразовательной школе?

Часть третья

Освоение базового минимума знаний – второй этап в изучении новой темы. Успех в это время приносит коллективная работа у доски. Каждый ученик имеет возможность заработать баллы даже за самый незначительный вклад в работу класса. А задача учителя состоит в том, чтобы базовый минимум был освоен каждым ребенком.

Убедись, что минимум максимально усвоен

Базовые знания имеют очень ограниченный объем содержания. Незнание «малой детали» из него – фактически полное незнание темы; это тот случай, когда недоделанная работа считается несделанной. Так выглядит ситуация, когда крестьяне, прослушав лекцию об устройстве трактора, впервые показанного им, заявляют: «Нам все понятно, только не знаем, куда тут коня запрягать?»
Про учителя общеобразовательной школы можно вывести такой непреложный закон на втором дидактическом блоке: «Если хоть один ученик уходит с урока без освоения знаний намеченного учителем уровня – значит, учитель своей работы не выполнил». Таков базовый минимум работы самого учителя на уроке.
Учитель в случае его невыполнения сам себе (а не кому-то из учеников) обязан поставить двойку. Искать пути, чтобы эту свою «ошибку» исправить и в дальнейшем не допускать. Максимальный минимум работы учителя на уроке – чтобы успевали за ним все ученики. Он не имеет права выбирать шаг, непосильный для учеников, идущих за ним по пути, известному только самому проводнику.
Вот наглядный пример из математики. Ученики долго учат и плохо запоминают таблицу умножения чисел первого десятка (не говоря уже о втором). Потом у многих возникают сложности при умножении и делении больших чисел. Это значит, во-первых, что они не поняли смысла таблиц сложения и умножения, не осознают рациональность сведения расчетов в таблицы. Они – как те крестьяне с трактором. Им непонятно, зачем это надо наизусть знать, запоминать. Учитель плохо дал базовый минимум процесса сложения одинаковых слагаемых. Пусть бы поскладывали по многу раз тройки, шестерки, семерки, тогда бы быстро убедились, что легче результат запомнить, чем каждый раз его находить заново. Во-вторых, учитель не дал базовый минимум рациональности запоминания разных по типу слагаемых. И перешел к зубрежке таблицы. Плохой результат неизбежен.

Учебник и коллективная работа

Традиционно учитель берет трудность изложения нового базового материала на себя. Работой с учебником учитель на уроке почти не пользуется, отдавая ее на откуп ученику для домашних работ. Но дома ученик скорее всего пользоваться учебником не умеет. Если учебник плохо, слабо, нерегулярно используется как помощник на уроке, он и дома вряд ли поможет ликвидировать пробелы.
Да и сам учебник, как правило, написан для неведомого пользователя. Даже учителю им пользоваться на уроке неудобно, громоздко, уходит много времени на поиски нужного главного материала. А ведь работа с учебником могла бы служить образцом работы с книгой вообще.
Облегчение учебы всегда состоит в том, что самое главное выделено максимально, объяснено просто. И простыми вопросами обеспечена проверка собственного понимания. Хотя, конечно, можно допустить вопросы шуточные, каверзные, «на засыпку». Но их следует предлагать после простых и репродуктивных заданий. А на данном этапе знакомства с новой темой – предупреждать «об опасности», «ловить» на промахе в шутку, с последующей подсказкой.
Конечно, хорошо бы в учебных книгах представлять информацию по каждой учебной теме, разделяя ее на три основных вида сложности (повторяем: базовую часть, связь данной темы с необходимым ей окружением и, наконец, возможность творческого подхода к данной теме, потребность в нем). Для учебной книги, предназначенной для использования в классе, хорошо бы иметь указания для «коллективного пользователя». Этот коллективный пользователь может действовать в трех ипостасях:
а) все сразу работают над одним и тем же вопросом-заданием;
б) побригадно или парами – каждая бригада берет на себя отдельный эпизод из общего набора эпизодов, чтобы потом сложить в единое целое;
в) полное разделение труда – каждый ученик берет себе только одну деталь всей конструкции, а потом находит ей место в этой конструкции.
Для освоения каждой новой темы с помощью текста учебника тогда послужат подспорьем варианты опорного конспекта, предложенного Шаталовым.
Увы, не скоро большинство учебников станет такими, но переосмыслить структуру существующих учебников с точки зрения таких пожеланий порой все-таки под силу и самому учителю.

Не успел, постеснялся спросить у учителя, загляни в учебник

Учебник – самый демократичный учитель по своему изначальному назначению. Он всегда рядом, всегда готов к общению.
Следить, чтобы ребенок пользовался учебником, значит, облегчать его учебный путь. Так строится, формируется фундамент образованности. Записи, сделанные на доске или в тетради, следует постоянно сравнивать с записями в учебнике. Учить наизусть правила, законы, теоремы рациональнее по книжному изложению, чем по случайным записям в тетради, – меньше опасности ошибиться.
Ошибки же, обнаруженные в учебнике (и такое бывает), надо исправить, и сделать это на уроке вместе с учениками. Хороший вариант исправления: поручить группе учеников немедленно сообщить об ошибке автору – через издательство. А эффектнее всего послать конверт с письмом прямо с урока, позволив какому-нибудь энергичному ученику сбегать к ближайшему почтовому ящику. Воспитывающее и учебное значение такого поступка трудно переоценить.
Научившись в школе, что всякая информация может состоять из нескольких принципиально разных уровней значимости и сложности, ученик сумеет отличить, отделить главное от наслоений, усложнений в любой другой книге.

Зацепки интереса и честолюбия

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», но еще лучше – сделать своими руками: написать, смастерить, нарисовать или просто потрогать.
Послушал голос учителя (не всегда вникая в смысл его речи), посмотрел на доску, поводил глазами за учительской рукой и мелом (который забавно крошится под нажимом руки), полистал учебник, перевел глаза на заданную страницу, переписал с доски или учебника рекомендованные строчки, мало чем тебя увлекающие. И с этим ушел с урока. Психологическая пассивность налицо, хотя было задействовано много «каналов восприятия». А зацепки с памятью оказались минимальными, очень непрочными. Ведь не возникало личной заинтересованности. И так – у большинства детей по большинству предметов в школе.
Заинтересованность личная, ученическая, во время учебного процесса возникает в двух случаях. Первый, самый желанный учителю – это интерес к предмету. Если же он не сформирован изначально средой, родителями, товарищами, то учителю приходится основательно потрудиться. Второй интерес, хоть и личный, психологически не менее силен, чем первый, – в основе его лежит социальная подоплека. Это – интерес самолюбия, честолюбия. Он возникает при коллективном обучении: гордость от успеха, от умения преодолевать трудности, радость от совместной работы, удовольствие от общей победы, отсутствие страха (который всегда сопутствует одиночке) перед провалом, наказанием, неудачей. Создание такого «вторичного», через самолюбие, интереса на уроке учителю вполне подвластно и требует небольшого отрезка времени. Это организация коллективной работы. Соучастие в деле, провоцируя честолюбие, дает ростки интереса и к существу самого дела.
Соотношение честолюбия и интереса к делу неоднозначно. Есть опасность «плыть по поверхности». Но халтура и показуха возникают только в том случае, когда и у учителя интерес к успеху ученика столь же поверхностный.

Как не надо беречь время

Не бывает двух одинаковых детей. Одни ученики медлительны, другие очень подвижны, у одних лучше зрение, у других – слух, одни боязливы, другие не знают, куда девать свою энергию. А слабым такой класс называют из-за отсутствия конкретных знаний по конкретному предмету, а то и по нескольким сразу.
Но при наличии довольно большого количества доброжелательных слушателей (которых на доброжелательность всегда можно настроить!) происходит невероятно быстрое продвижение в знаниях, даже когда этих знаний у каждого было маловато.
Но учитель традиционно проявляет осторожность к затратам времени на уроке. Он ограничивает число учеников, вызванных к доске. Чаще всего он вызывает наиболее надежных, активных. Увы, учитель, боясь бестолковым ответом сбить всю толковость своей подачи, таким поведением говорит о том, что он не просто осторожничает, а сознательно себя (общество, родителей) обманывает: скрывает пробелы, даже боится их увидеть.
Учитель не имеет права при подаче нового материала (определяя «отклик» на свою подачу) воспринимать коллектив класса как что-то монолитное, как своеобразный обобщенный образ одного усредненного ученика. Отклик одного из 30 учеников ничего не скажет учителю о состоянии оставшихся 29.
Успешность в продвижении любого коллектива может быть правильно оценена по результатам продвижения самой слабой его подгруппы. В походе впереди всегда идут самые слабые, а сильные замыкают. Если сделать наоборот, слабые наверняка отстанут, за сильными не угонятся.
Учитель прекрасно знает, что класс не единообразен, что имеется немалое число учеников, которые ничего не поняли из его «толкового» объяснения. Он не имеет права работать с целым классом, как с одним учеником. Он обязан работать в ситуации «учитель–коллектив». Но этой обязанности учителя не научили, дельными дидактическими пособиями (в том числе и нормальным учебником для коллективной работы) не обеспечили.
Педагог, к сожалению, нередко закрывает глаза, обманываясь и обманывая, перекладывает учительские обязанности на плечи ученика, поручает ребенку невыполнимую для него работу: учить самого себя. «Не понял учителя, ушел с урока без знаний – это твоя проблема!» Так происходит в школе, когда «дидактикой коллектива» никто не озабочен. И плохая образованность выпускников наших школ предопределена.
Дидактика коллектива помогает учителю освоиться в ситуации «учитель–коллектив», получить отклик на свою подачу базового минимума от каждого ученика.
Долгая текстовая прелюдия к последующему очень простому дидактическому совету была необходима. Никак не поймут взрослые люди, что нельзя накормить детей (а значит, вырастить здоровыми), не накормив каждого ребенка в отдельности, кидая отдельные куски в кучу играющих, шалящих, пищащих или уснувших детей.
Замечено, что всякий коллектив представляет собой единое целое, которым можно управлять, если его возглавить. Но нас интересует управление не для подчинения каждого входящего в коллектив ученика. Цель управления учебным коллективом только одна: общими силами помочь каждому научиться, никого при этом не унижая, не мешая в развитии, не ущемляя его познавательных интересов.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru