Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

Как школе и учителю оценить самих себя?» Материал с таким названием вышел в ноябрьском номере «ПС» (№ 78, 2005). Московская школа № 734 объявила о том, что готова представить свою деятельность на суд широкой педагогической общественности.
На публикацию откликнулись. Десятки педагогов из разных уголков страны захотели стать участниками уникального события – открытой общественной экспертизы школы. Еще бы! Одно дело –
слушать и читать о том, какие хорошие бывают у нас школы, и совсем другое – попасть в такую школу на несколько дней. 

Евгения СОКОЛОВА

Общественная экспертиза школы: первый опыт

День первый
Утро. Пленарное заседание. Представление участников. Доклад директора Александра Тубельского: идеи, поиски, современное состояние, проблемы школы. Выступление Сергея Братченко, автора и разработчика теории и технологии гуманитарной экспертизы. Совместная выработка критериев. Образование экспертных групп.
Ключевой вопрос – о критериях оценки. Он решался в диалоге между школой, заявляющей о своих ценностях, и экспертами, предлагающими инструментарий для их оценки. Сначала было предложено двенадцать критериев, остановились на пяти: демократичность уклада школьной жизни, субъектность ребенка, возможность выбора образовательных пространств, межвозрастные пространства, эффективность и качество работы школы.
Анатолий Цирульников, академик РАО: «Не будем спорить, почему эксперты остановились именно на этих критериях. Инновационная школа отличается от традиционной по целям, средствам и результатам. Выбранные экспертами критерии лежат в основном в области средств. Но в целом они вскрывают глубинные вещи».
День. Экспертировалось все, что не урок. Образовательные пространства: правовое, игровое, театральное, проектное, трудовые мастерские.
Группа семиклассников в медиацентре верстает газету. «Газета одного класса – это что-то новенькое», – обрадовался учитель из Орска Эдуард Шевченко. Он подсел к ребятам, поговорил, сделал небольшое замечание по верстке, с которым ребята, поспорив, согласились.
«Полный день»: подготовка к выездной сюжетно-ролевой игре «Жизнь в первобытных племенах». Мастерские по созданию макетов, звуковых картин мест обитания первых людей. В другом месте – производство учебных пособий для начальной школы, рядом – работа над проектом «Во времена Александра Македонского». Владимир Лавреньтьев, учитель словесности из Владимира: «Мы попали под обаяние общения ребят с учителями».
Встреча экспертов с Советом школы, Судом чести и Управой деловой игры. Вопросы соуправления школой больше волновали юных экспертов. Школьницы из Орска Ульяна Власова и Валя Мальцева: «Хорошо ли, когда во главе Совета школы стоит директор? И почему в дни школьной деловой игры открывается много развлекательных заведений и только один университет?»
Вечер. Наблюдения за внеурочной половиной школьной жизни показали: пространства, которые созданы в школе для жизни ребенка во второй половине дня, на самом деле демократичные и субъектные, выборные и разновозрастные.

День второй
Презентация экспериментальных команд педагогов, выбор уроков экспертами. Договоренности о технике анализа урока: экспертирование урока не то, что инспектирование.
Эксперт Марина Шамина, заместитель директора лицея города Иванова, уточняет свое восприятие урока: «Скажите, по вашим ощущениям, получилось то, что вы хотели?» «Не совсем», – отвечает учитель словесности Мария Старостенкова и рассказывает, почему «не подошлось», почему она не стала продавливать свое мнение и пошла на профессиональный риск, выслушивая «неправильные», с ее точки зрения, ответы.
И учитель, и эксперт «читали» уроки по выделенным «точкам развития инновационного урока». Первое. В свободном образовательном пространстве школы ребенок имеет право не вникать в предмет глубоко. Учитель не обязан заставлять его думать над вопросами, которые его не интересуют. Второе. Универсальные умения не вступают в противоречие с умениями предметными, они важнее по определению. И третье. Теплые, дружественные отношения между учеником и учителем не должны исключать необходимость нравственного усилия, необходимого в учебе.
В этот же день состоялись «круглые столы» с выпускниками школы и с родителями. Эксперт, учитель из Якутии Гавриил Яковлев, на пленарном заседании говорил: «В отличие от многих школ, где есть две силы, которыми растет школа, учителя и ученики, здесь есть третья. Родители. Их ценности совпадают с ценностями школы, поэтому они чувствуют себя в школе уверенно, на равных с учителями. И педагоги от этого становятся вдвое сильнее».

День третий
В этот день эксперты, поработав на уроках в начальной школе, предложили пополнить критериальную базу исследования школы. Были введены критерии: «субъектность учителя», «ситуация неопределенности на уроке» и «принципиальная открытость школы». Об этих критериях заговорили все разом: эксперты из Москвы, Орска и Владивостока – после посещения занятий в начальной школе и детском саду.
К концу дня были сформулированы риски развития экспертируемой школы. В экспертное заключение вписали четыре основных. Проблема обучения выбору. Проблема показателей эффективности свободного образовательного пространства. Проблема системности свободного образовательного пространства. И проблема разграничения ученической свободы и безответственности в образовательном пространстве школы.
Теперь школе предстоит осмыслить эти проблемы как ресурсные – в этом один из главных смыслов общественной экспертизы, задуманной и проведенной самой школой.

P.S.
О родительском выборе

Галина Цукерман, ведущий научный сотрудник Института психологии РАО, доктор психологических наук:
– В сущности, сегодня родители сказали, что их союз со школой оказался счастливым. Что объединяло все родительские высказывания? Все один за другим говорили о том, что не с их детьми, а с ними лично случилось в этой школе. Это были родители, желающие и готовые самоизменяться. Это редчайшее явление, и оно не связано с их образовательным уровнем: «Я научился играть со своим ребенком»; «Я поняла, что знания не самое главное, а раньше, как физик-математик, была уверена в обратном»; «Я испытываю трудности, потому что моя взрослеющая дочь, пожив несколько лет в школе, рассчитывает на уважение. Мне трудно, но я понимаю, что для нее и для меня это важно». То есть все родители свидетельствовали о собственном личностном росте. Такая встреча семьи и школы практически невозможна. Но она есть.

Владимир, Якутия, Мончегорск, Астрахань, Краснодар, Элиста, Владивосток... С учетом представителей руководящих органов образования, научных работников, детей всего экспертов было 106 человек


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru