Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №3/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

ОБОЗРЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ
О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ? 

Анатолий ВИТКОВСКИЙ

За журнальным столом

СЧто говорят папы и мамы наших учеников о родительских собраниях? «Моего опять отчитывали», «Моя домашнее задание не сделала», «Мой с уроков сбежал». Информативно? Вполне. Скучно? Да. А как можно сделать родительское собрание по-настоящему интересным?
Об этом – статья заместителя директора по методической работе, учителя русского языка и литературы московской школы № 1026 Наталии Хомутовской «Все будет хорошо!» («ДИРЕКТОР ШКОЛЫ», № 1 за 2006 год). «Это должны быть встречи единомышленников, где никто не услышит слов “не учит”, “не делает”, “не хочет”», – пишет Хомутовская.
Зато, оказывается, можно провести родительское собрание вместе с детьми, обсудить подготовку к турпоходу. Или по-другому – с пирогами, тортами и печеньем, которые испекли мамы, бабушки и сами дети. И не надо ждать 8 Марта!

Помните, как главная героиня фильма «Ирония судьбы…» говорила: «Я учу детей думать»? Так как же действительно учить детей думать, а не преподавать сухую дисциплину – математику, физику, литературу?
Может показаться, что учителя литературы здесь в выигрышном положении. Прочитал ученик «Бесов» или «Войну и мир» – хочешь не хочешь, а думать придется. Но этого мало – важен диалог, совместное осмысление прочитанного на уроке. Но каким мастером должен быть учитель, чтобы разговорить учеников, а самому остаться «за кадром»!
Статья Александра Панфилова «О милый Гамлет, сбрось свой черный цвет» («ЛИЦЕЙСКОЕ И ГИМНАЗИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ», № 1 за 2006 год) показывает именно такую работу педагога. Что делать, если ученик, как говорят, «ляпнул первое, что на ум взбредет», или очевидно ошибся? Можно не обратить внимания, можно объяснить, в чем ошибка. Героиня статьи, учительница литературы, предлагает другой вариант: задать ученику вопросы, с помощью которых он сам проверит свое утверждение на прочность.

Какое изобретение человечества самое полезное и значимое? На каких «языках» разговаривает мозг? Как сохранить и развить память? Как устроен интеллект творческого человека? На эти вопросы в том же номере журнала отвечает академик, нейрофизиолог с мировым именем Наталья Бехтерева в статье «Детектор ошибок и принцип творчества».

Учебные компьютерные программы – как выбрать эффективную? Все CD-диски в ярких обложках, на каждой – радостный ученик за компьютером. А между тем большую часть этих программ создавали люди, далекие от школы. Вот и приходится учителям-энтузиастам создавать программы под конкретные потребности учеников и педагогов.
Учитель информатики Красногородской агрошколы-интерната Виктор Яндола пишет обучающие программы по заказу коллег. Ему помогают продвинутые в информатике ученики. «Взрослые и ребята становятся сотрудниками, – говорит Яндола. – Им вместе хорошо, а это дорогого стоит».
Но речь не о «побочных» педагогических эффектах программирования, а о том, как педагогу научиться создавать обучающие программы для себя. С опытом такой работы можно познакомиться, прочитав статью Виктора Яндолы «Состоится ли прорыв к новому качеству образования на втором этапе компьютеризации школ?» («НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ», № 1 за 2006 год).
В этом же номере кандидат педагогических наук Андрей Остапенко анализирует причины: почему дети недовольны своими оценками (статья «Может ли школьная оценка быть справедливой?»).
Говорят, что каких бы подходов к оцениванию ни придерживался учитель, оценки все равно будут расстраивать и ранить детей. А справедливое оценивание невозможно.
«Возможно!» – уверенно отвечает автор. И предлагает учителям воспользоваться особой технологией, которая позволяет не только сгладить недостатки различных подходов, но и суммировать их достоинства.

Как быть, когда ты становишься свидетелем дурного поступка одноклассника? Когда за поступок одного человека наказан весь класс? Когда твой друг, еще недавно имевший высокий авторитет в классе, замечает, что в центре внимания класса теперь совсем другой человек?
В жизни каждого школьника возникает множество подобных ситуаций. Кандидат педагогических наук Ольга Левина предлагает проигрывать эти ситуации вместе с детьми, чтобы научить ребят разрешать их, не обижая друзей, учителей и родителей. В статье «Социально-педагогические задачи-пробы для учеников средней школы» («СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА», № 1 за 2006 год) Левина описывает задания для отыгрывания типичных «завязок» детских и детско-взрослых конфликтов: «Угроза», «Незваный гость», «Кто виноват?», «Не выбрали…», «Ложная солидарность», «Не могу понять», «Родители не обращают внимания»…
В сравнении с другими методика Левиной обладает редким преимуществом: она дает детям возможность увидеть неоднозначность человеческих поступков, понять, что в одной и той же ситуации люди могут вести себя по-разному – и в то же время одинаково достойно.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru