Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №3/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело


 

Идеи дня...

Учебная телефония

До чего невнятно объясняются наши ученики. Как трудно их бывает понять! На уроке или в свободное время поиграйте в «сотовый телефон».
Задается воображаемая ситуация: одному из игроков нужно срочно передать сообщение другу, а телефона у него нет. Он просит у доброго человека (учителя) телефон и должен очень коротко (время – деньги!), за минуту, передать необходимую информацию. Задание учитель заранее пишет на листочке и дает ученику несколько минут на обдумывание телефонного разговора. Тот, кому адресовано сообщение, выслушивает партнера, повернувшись к нему спиной, чтобы не видеть жестов, мимики. Телефон все-таки. Он не может ничего записывать – звонок друга застал его в неподходящий момент: под рукой нет карандаша. Зато потом ему нужно своими словами – как понял, как запомнил – передать информацию одноклассникам. Потом можно обсудить, что в сообщении помогало, мешало пониманию.
Есть и второй вариант игры. Слушающий должен записать во время короткого разговора самое важное (ключевые слова, цифры), чтобы оставить записку третьему лицу. Кстати, темой может стать сообщение о движущихся поездах или выливающихся в бассейн трубах. Записка пишется на доске. Класс затем обсудит, что было действительно важно, а что записано зря. Чего не хватило? Навык схватывать главное, отсекать второстепенное пригодится нашим детям и в жизни, и при решении математических задач. А игровая форма поможет сделать обучение увлекательным.

Картинка для развития речи

Маленькие дети любят рассказывать истории по картинкам. Это занятие будет полезно и ребятам постарше. И дело не только в развитии речи, но и в умении выстраивать причинно-следственные, ассоциативные связи, прямые и обратные сюжеты.
Учитель готовит несколько картинок по теме урока, например, о жизни Наполеона, о преобразовании энергии или о развитии личинки. Это может быть и случайный набор вырезанных из журналов иллюстраций, если дело происходит во внеурочное время. Один из учеников берет картинки, раскладывает в том порядке, который ему нравится, и рассказывает свою историю. Затем передает картинки соседу. Тот раскладывает те же картинки в новом порядке, чтобы рассказать другую историю.
Со временем ребята сами начнут приносить картинки на урок, чтобы с их помощью говорить о своем видении предмета.

Пять минут на домашнее задание

Сегодня в начале урока выяснилось, что половина класса опять не сделала домашнюю работу или сделала совершенно не то, что вы задавали.
С некоторых пор Стефания Габбард, канадская учительница, оставляет в конце урока пять минут, чтобы ребята начали делать домашнее задание прямо в классе. Во-первых, сесть дома за начатую работу гораздо легче, чем приниматься за дело с нуля. Во-вторых, за пять минут учитель увидит, кто из ребят не разобрался в задании. Одна минута повторного объяснения, персональная подсказка, несколько строк, написанных вместе, – и ученик отправляется домой, твердо зная, как ему приготовиться к следующему уроку. Теперь в классе у Стефании нет проблем с домашним заданием.

Классная дипломатия

Наши дети плохо умеют договариваться сами. Им проще пожаловаться учителю, маме. В крайнем случае применить силу. Сыграйте на переменке, на классном часе, на «огоньке» в игру с модным названием «бартер», или, проще говоря, обмен.
Каждому участнику игры дается четыре (можно больше) листочка бумаги, на столах лежат цветные карандаши. Ребята пишут на листочках свое имя разными шрифтами, разноцветными карандашами, сворачивают их в трубочки и сдают ведущему. Ведущий перемешивает листочки и раздает их, не глядя, всем – по четыре листочка. По сигналу народ разворачивает полученные записки. Задача каждого игрока – снова собрать свои листочки. Для этого ему придется договариваться с остальными. Главное правило – отдавать записку можно только в обмен на другую. Бартер! Победит тот, кто первым соберет свои листочки. Он – самый дипломатичный и самый сообразительный. Надо ведь еще простроить самую короткую цепочку обменов.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru