Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №2/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

ПРОЕКТЫ ДЛЯ ПЕРВОКЛАШЕК

Проектной работой чаще всего ученики начинают заниматься лишь в старшей школе, гораздо реже – в средней. Но почему? Как может ребенок, проучившийся пять-семь лет в строгих рамках классно-урочной системы, вдруг научиться выбирать дело по душе, планировать его в соответствии со своими интересами и возможностями, подыскивать партнеров, работать с учителем как с консультантом?.. Все эти навыки и умения можно и даже необходимо развивать с первого года обучения. Уже в этом возрасте ребенку вполне можно предоставить возможность реального выбора. На первых порах достаточно будет всего одного урока в неделю – свободного урока.

Татьяна МЕНЬШОВА,
Елена ТУБЕЛЬСКАЯ

Свободный урок

Подготовка, проведение, анализ

Дети пришли в первый класс и уже отучились целых полгода. Школьная жизнь ребенка очень насыщенна. Когда же заняться тем, на что не хватает времени, но чего больше всего хочется?
И вот начинают раздаваться голоса: «А когда мы будем рисовать, лепить, шить?» Учитель удивлен: «Разве сегодня не было урока рисования?» «Но хочется же порисовать другое», – объясняют дети. Вот это «другое» и означает, что можно объявить свободный урок.

Накануне

Учитель сообщает, что завтра будет свободный урок, и предлагает подумать, чем каждый хотел бы заняться. Взрослый на этом этапе помогает увидеть, все ли есть в классе для намеченного дела, обсудить с каждым, чего не хватает и что придется принести из дома. Бывает так, что нужной ребенку вещи нет ни в классе, ни дома. Тогда следует обратиться ко всему классу: кто может помочь. Накануне педагог обязательно объясняет родителям, что будет происходить в классе, просит помочь ребенку подготовиться.

Во время

В ходе урока учитель наблюдает, совпадает ли то, что делают дети, с тем, что они запланировали накануне, кто и как подготовился к уроку, кто с кем объединился и для какой цели. Но главная педагогическая задача – перевести простой интерес в образовательную ситуацию: «А если попробовать так? Не получается? Как думаешь, почему? Кто поможет Мише?»
Бывает, что дело соседа гораздо интереснее, и дети с удовольствием объединяются. Иногда ребята заранее договариваются об общем деле, но оно рассыпается: каждый хочет быть главным и не слышит другого. При обсуждении итогов урока педагогу нужно сделать явными для детей подобные ситуации.
Когда отведенное для урока время истекло (на первых порах – 35–40 минут), педагог предлагает детям убрать рабочее место и начинает обсуждение.

Итоги

Подведение итогов урока можно начать с вопросов, каждый из которых обращен к отдельному ребенку:
– Чем ты занимался?
– Почему выбрал это занятие?
– Все ли получилось, как ты задумал?
– Если да, то как ты считаешь, почему?
– Если нет, то – почему?
– Кто тебе помогал?
– Доволен ли ты тем, что получилось?
Часть вопросов можно адресовать классу:
– Увидели ли вы что-то новое в приемах работы ваших товарищей?
– Захотелось ли кому-нибудь сделать что-то похожее на следующем уроке?
– Что нового вы узнали о себе и своих друзьях во время свободного урока?
Обязательно нужно рассмотреть вместе с детьми каждую работу, выслушать ответы на вопросы, дать слово тем, кто хочет высказаться. Если работа ребенка не удалась, не следует давать негативных оценок, наоборот, обратить внимание детей на удачные моменты (например, колоритный фон в рисунке или добротно приклеенные колеса к машине) и высказать свои предложения, как можно улучшить результат и исправить положение.
Постепенно, от урока к уроку, дети сами, с минимальным вмешательством взрослого, с удовольствием рассказывают и показывают свои результаты. Аудитория начинает задавать такие вопросы, ответы на которые нередко требуют специальных технических, кулинарных или естественно-научных знаний.
Таким образом, при обсуждении результатов свободного урока, при подготовке к нему ребенок становится в экспертную позицию. Что я хочу делать? Что меня интересует? Справлюсь ли я с этим делом один или понадобится помощь? Хватит ли мне времени? Получилось ли в результате задуманное или что-то другое? Ребенок может не только оценить свою работу, но и помочь однокласснику разобраться в возникших сложностях.

На что обратить особое внимание

Итак, дело нашлось каждому ребенку. Но замечаешь, что из урока в урок некоторые дети делают одно и то же. Как развить интерес ребенка, что ему предложить для углубления и расширения интереса?
Здесь главное – не пропустить момент и вместе с ребенком поискать книги или тех детей и взрослых, кому это интересно, организовать встречу.

Родительские трудности

Необходимо показывать удачные работы детей родителям. Это помогает предотвратить часто возникающий конфликт между возрастающей самостоятельностью ребенка и желанием родителей все решать за него.
На родительском собрании можно задать родителям вопрос: «Если вам волшебник подарил 35 минут свободного времени, сделав за вас всю ежедневную, рутинную работу, чем бы вы хотели заняться?» Вряд ли в классе окажется больше двух-трех человек, которые нашлись бы с ответом. Обязательно надо это доброжелательно зафиксировать и сказать, что найти свое дело совсем не так просто.
Следует пояснить родителям, что свободный урок имеет прямое отношение к образованию, потому что в классе маленький ученик придумывает новые способы работы, изобретает новые приемы. Дома же он зачастую по-прежнему вынужден выполнять указания старших. Таким образом, возникает кризис в отношениях между родителями и ребенком, школой и семьей. Чтобы снять напряжение, сгладить остроту, учителю необходимо доброжелательно, но настойчиво показывать успешные работы ребенка мамам и папам.

Источник проекта

Что обычно выбирает шестилетний ребенок на первых свободных уроках?
Рисование. Мальчики: машины, пушки, танки, сцены боя. Девочки: куклы, принцессы и их наряды.
Лепка. Фигурки людей и животных.
Нанизывание бусин (бисера) на нитку.
Игра с конструктором.
Как видим, выбор невелик, но постепенно он расширяется. Чтобы это произошло, учителю необходимо не ограничиваться пространством класса, а устраивать игры за его пределами, праздновать дни рождения, готовить подарки своими руками, изготавливать героев сказок, придумывать к ним сюжеты… Тогда в 3–4 классе на свободном уроке откроются кафе, школы айкидо, будут разучиваться роли к спектаклям. Кроме того, возникнут темы, которые смогут стать большим проектом на целую четверть.

ЕСЛИ ВЫ РЕШИЛИ ПОПРОБОВАТЬ, ТО...

…проводить свободный урок для шестилеток   лучше один раз в неделю: они ведь только учатся использовать возможности свободного выбора. Но по мере приобретения вкуса к такой работе можно проводить и два, и три урока в неделю. Обычно они учащаются, когда дети осваивают проектную работу.

…непременно столкнетесь с ситуацией, когда в классе окажется несколько человек, которые не знают, что им делать на свободном уроке. Вы можете предложить им что-то или включить в работу других ребят. Зная примерно, кто из ребят входит в эту группу, нужно внимательно наблюдать за ними в свободном пространстве, чтобы узнать, чем ребенок больше всего любит заниматься. Тогда ваше предложение придется ему по душе.

…на уроке вам лучше тоже заниматься каким-нибудь рукоделием. Это хороший способ инициировать новую для класса деятельность, увлечь чем-нибудь, вывести из тупика, если ситуация в классе застоялась. Можно пригласить родителей, увлекающихся чем-нибудь интересным.

…назначить такой урок разумнее в конце дня, когда вы почувствуете, что ребята устали и им нужна разгрузка.

…не нужно оценивать получившиеся поделки. Только демонстрировать. И еще постарайтесь не ограничивать свободу. Вы, конечно, будете советовать что-то ребенку. Но делать это нужно предельно тактично. Слово «свободный» в названии главное.

…не забывайте всячески подчеркивать серьезное отношение к свободному уроку. Оно проявится в том, что вы вместе с детьми заранее планируете, продумываете, как обустроить рабочие места, договариваетесь о правилах. Напоминайте ребятам о том, что вести себя необходимо так, чтобы не мешать окружающим: разговаривать лишь при необходимости и тихо, не бегать и не ходить по классу без дела. Одним словом, уважать интересы других.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru