Первая тетрадь
политика образования
|
РЕВОЛЮЦИЯ В
ОБРАЗОВАНИИ
18 ЛЕТ СПУСТЯ
В предыдущем номере мы начали
разговор о том, как изменилась школа со времени
первого Всероссийского совещания работников
образования, которое, по сути, ознаменовало собой
новый этап ее развития.
Итоги неутешительны: новый этап остался позади, а
новая школа так и не возникла. Или пока еще не
заявила о себе. Почему так произошло? Похоже, это
вопрос не столько к школе, сколько к времени,
обществу и стране. Об этом – наш разговор
сегодня.
В отсутствие мировоззрения
Позвольте, я начну с цитаты. Прием,
конечно, дохлый, поскольку авторитетов давно нет,
но персонаж (спасибо ТВ) очень уж популярный как у
интеллектуалов, так и среди нерадивых
школьников. Итак, доктор Джон Г. Уотсон, известный
у нас как доктор Ватсон: «Невежество Холмса было
так же поразительно, как и его знания. О
современной литературе, политике и философии он
почти не имел представления… Но когда оказалось,
что он ровно ничего не знает ни о теории
Коперника, ни о строении Солнечной системы, я
просто опешил от изумления. Чтобы цивилизованный
человек, живущий в девятнадцатом веке, не знал,
что Земля вертится вокруг Солнца, этому я просто
не мог поверить!»
Как видим, культ общего знания и век назад не
казался безусловным или, как сказали бы теперь,
престижным. В историческом плане мы не столь
уникальны, однако, слава Богу, и не так одиноки.
Да, на смену универсальным гениям Возрождения
пришли специалисты. Время лепит героев согласно
своим представлениям об идеале и своим
потребностям. Серьезное отношение к общему в
эпоху Просвещения, как мы знаем, диктовалось не
только становлением целой картины мира, но и
динамичным развитием общества, которое пыталось
осознать себя.
Поэтому Гете, например, был не только великим
поэтом, но натуралистом и художником и лишь в
конце жизни стал сокрушаться, что растратил уйму
сил на то, что не имело отношения к его подлинному
призванию, говорил, что наступило время
односторонности и советовал ограничивать себя.
Почти век его жизни вместил две эпохи, и ХIХ уже
мало интересовался спорами великого писателя с
Ньютоном.
Сегодня всякая универсальность отдает
шарлатанством. Эйнштейн играл на скрипке,
Сахаров писал сказки; это только детали их
портрета и факты биографии, а вовсе не признаки
гармоничной личности, которая и сама
превратилась в миф.
После революции в России снова возник культ
знаний, но корни его были уже не в академизме
Ломоносова и классическом образовании, а в
большевизме естественника Базарова. Страна
начинала с чистого листа, требовался
образовательный штурм. Так, рабфаки стали
кузницей полуграмотной советской элиты и
номенклатурных троечников. Они и тогда
изъяснялись на партийном жаргоне, который был
равно далек от реалий жизни и русского языка.
Разница лишь в том, что теперь мы улыбаемся
невольному острословию Черномырдина и Зюганова,
а в 30-е за то же чувство юмора могли получить срок.
Но и профессионалы все же нужны были позарез. И не
только для осуществления робинзонады под
названием индустриализация. Маяковский,
например, готов был пойти швейцаром к
«большелобому химику», лишь бы тот обеспечил ему
личное бессмертие. В отсутствие религии науку
нагрузили вечными проблемами и грезами
человечества. Находясь на службе, она просто
обязана была сказку сделать былью, не касаясь при
этом общих вопросов жизнеустройства. Задачу
гуманитарного живописания прошлого, настоящего
и будущего взяло на себя государство. Тот, для
кого знание не ограничивалось профессиональной
деятельностью, находился на подозрении не только
у властей, а и у большей части населения: «Тоже
умник нашелся!», «Шибко грамотные стали!» Процесс
дискриминации образования шел уже тогда, сейчас
мы наблюдаем только его результаты. Самым
трудным экзаменом при поступлении на физфак
считалось сочинение.
Можно возразить: в советское время грамотность
все же требовали и от физиков, а теперь даже
журналисты не умеют ни писать, ни говорить
по-русски.
Скажу, как думаю: всем хорошим в себе мы обязаны
советской власти. Это она объявила себя
наследницей русской культуры, поэтому классику
– хорошо ли, плохо ли – изучали в школе. Но
поскольку изучали скверно и подло, интеллигенция
вступила в борьбу за реприватизацию Золотого
века, превратив литературу в аллегорию
собственного межеумочного существования и
отстаивая право на ее интерпретацию. Столетняя
годовщина гибели Пушкина была оформлена как
всенародный праздник, но люди, читавшие Пушкина,
по большей части пребывали в это время в лагерях,
а сам поэт получил неформальную прописку в
трамвайных перебранках.
Классика была местом битвы: с одной стороны,
государственный статус, с другой – предмет
актуальной дешифровки. Битва шла под ханжеским
лозунгом всенародной любви. Но как только в 90-е
годы это противостояние исчезло, выяснилось, что
классическая литература уступает по
популярности детективам и любовным романам.
Тайное стало явным, явное оказалось фикцией.
В силу инерционности школа продолжала внедрять в
сознание подростков некий набор
фундаментальных, но никак не осмысленных и в
практическом отношении бесполезных знаний.
Сегодня, не желая ничего менять по существу,
пытаются ввести стандарты, то есть просто
сократить объем «лишних» знаний, никак их не
актуализируя. Но у молодых, ориентирующихся на
карьеру и добывание денег, знание само по себе
перестало быть престижным. В невежестве
признаются легко, потому что теперь оно никак не
связано с успехом. Джентльменский набор знаний
стал атрибутом прошлого.
Большим спросом в наше время пользовались
журналы «Наука и жизнь», «Вокруг света» и даже
«Химия и жизнь». Их читали рабочие и гуманитарии.
Здесь дело было уже не в одном только престиже. В
условиях отсутствия тотальной информации (ТВ)
вычитанное становилось темой разговора, служило
сигналом твоей интересности. Кроме того, это была
единственная сфера знаний, не нагруженных
идеологией и приближенных к человеку. Как и
литературоцентричность, любопытство насчет
случайных знаний, пусть и иллюзорно, расширяло
границы существования и компенсировало его
безвариантность.
Все изменилось. В обыденной жизни знание
перестало быть валютой, то есть средством
общения людей и групп. Теперь говорят уже не о
знании, а об информации. Общество раздроблено не
только экономически, но и культурно, и никакая
властная вертикаль не вернет общую иерархию
ценностей и знаний. У каждой группы свои правила
поведения и свои пароли. Устроители новогоднего
шоу не слышали об открытии Кеплера, но могут
отличить, например, «металл» от «арт-рока». В
прошлой иерархии вещи несопоставимые, но нулевой
шкалы больше нет. Биолог затруднится с ответом на
вопрос, кто был лицейским другом Пушкина: Дельвиг
или Бенкендорф, однако легко поставит меня на
место, если спросит, какую функцию в животной
клетке исполняют лизосомы и рибосомы. А ведь и то
и другое – школьный материал.
Участники интеллектуальных шоу совершенно, как
Холмс Ватсона, потрясают меня одновременно своим
знанием и своим невежеством, поскольку иногда не
могут ответить на элементарные вопросы, которые
были в джентльменском наборе моего поколения.
Зато любой спортсмен владеет сегодня языками
лучше, чем выпускник иняза.
Распад образования проявляется, на мой взгляд, не
столько в количестве случайных знаний, сколько в
отсутствии системы представлений о мире. Пока
страна живет импортом и нефтью, спрос на
профессионалов будет низким. Но в той или иной
мере он все же есть и сегодня. А вот образованный
человек, способный разбираться в сложном
устройстве социума и с пониманием относиться к
образу мыслей другого, государству по-прежнему
не нужен. Необразованное общество легко
соблазнить простыми решениями, сочинив
очередной заговор или персонифицировав зло.
Агрессивность скинхедов не обязательно является
свойством характера, но зато всегда порождена
невежеством. Парень, который вошел с ножом в
синагогу, был человек малообразованный
(единственное, что успели пока выяснить
журналисты).
Как вернуть знанию гуманитарную целостность,
которая не вчера была утеряна и в которой никак
не заинтересовано государство? Вот вопрос, на
который мы должны ответить, не обращая внимания
на отвлекающие маневры чиновников и надеясь
только на себя.
P.S. Обесценивание чести – еще одна черта
«фельетонной эпохи». О защите чести и
достоинства сегодня больше говорят в судах, чем в
обществе, и часто лишь воры, которых не удалось
поймать за руку. Слово «стыдно» перешло в
лексикон детских садов, но и там при общем
распаде нравственности оно скоро перестанет
работать. Это вопрос не только образования, и не
одного лишь законодательства. Надеюсь, разговор
об этом будет продолжен на страницах ПС.
Как вернуть знанию гуманитарную
целостность? Вот вопрос, на который мы должны
ответить, не обращая внимания на маневры
чиновников и надеясь только на себя
Будущее школы: ваш прогноз? gazeta@1september.ru
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|