Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №1/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ БЕСТСЕЛЛЕР

Елена ЯНОВИЦКАЯ

Как учить и учиться на уроке,

чтобы учиться хотелось и училось бы успешно в современной массовой общеобразовательной школе?

Главы из книги

Так называется новая работа петербургского педагога-исследователя Елены Васильевны Яновицкой. Два года назад мы представляли главные черты ее дидактической системы разноуровневого обучения на страницах нашей газеты.
Дидактическая система Елены Яновицкой нацелена на то, чтобы рационально, технологически просто и точно решить множество проблем работы учителя с классным коллективом. Не абстрагироваться от неизбежного многообразия способностей, задатков, степени развития и подготовленности учеников, а, наоборот, радоваться этому многообразию и огорчаться, когда его маловато. Общим представлениям об этой системе посвящена книга «Большая дидактика и 1000 мелочей».
Новый, недавно подготовленный Еленой Васильевной альбом-справочник переносит акценты в разговоре с учителем с общих принципов на детали учебной жизни.
Формула «Как учить и учиться на уроке?» означает: успешно учить всех ребят не за счет домашних заданий, не за счет возможностей семьи, без разделения по способностям, без репетиторов и индивидуальных занятий.
Альбом-справочник посвящен тем мелочам, которые важно учитывать и использовать, подступаясь к основным проблемам, возникающим при изучении любой учебной темы:
– Как увлечь новой темой?
– Как вычленить в теме главное и обеспечить его освоение всеми учениками?
– Как помочь ребятам организовать самоконтроль?
– Как наладить связь новых знаний с изученным прежде?
– Где найти место творческим заданиям?
– Как может быть организован объективный контроль знаний по теме?
Основные разделы альбома-справочника «Как учить
и учиться на уроке» «Первое сентября» планирует представить в этом году на своих страницах.

Пять уровней работы.
Пять типов уроков.
Три уровня сложности.

Если мы хотим, чтобы разные дети могли учиться в соответствии со своими способностями, интересами и потребностями, нам нужна и разноуровневая система обучения. (А вовсе не разные классы или разные школы. Хотя бы по той простой причине, что не создашь столько классов, сколько могло бы соответствовать различным способностям и интересам детей.)
По нашим оценкам, в логике разноуровневого обучения каждая учебная тема должна быть рассмотрена по крайней мере пять раз – под пятью разными углами зрения.
Сейчас принято говорить о репродуктивном и творческом уровне освоения. Такое разделение справедливо, но оно явно недостаточно и мало что объясняет с точки зрения организации обучения.
Что такое репродуктивный уровень? Способность повторить какие-то случайные сведения? Или овладение главным в теме? Или полноценное понимание системы связей и соотношений во всем пройденном материале? Все эти три уровня можно назвать репродуктивными. Но какова дистанция между ними!
Увы, обычная школьная традиция – не выделять главное и концентрировать на нем внимание, а лепить все в кучу. И базовые сведения, и дополнительные, и сразу попытаться связать новые знания с пройденным… В результате суть новых знаний тонет в очень непрочных знаниях прошлых. А так как новые знания тоже становятся непрочными, то трясина только нарастает.
Поэтому мы считаем необходимым выделить три главных вида сложности при подаче материала и при его усвоении, а потом соответственно и при оценке:

– Знание базового минимума только на материале темы.
– Умение устанавливать связь нового с пройденным ранее как по этому курсу, так и по сопутствующим.
– Овладение творческими приемами в использовании изученного материала, предложение нестандартных решений.

Эти уровни ни в коем случае нельзя мешать друг с другом. Именно в этом осуществляется дидактический закон разноуровневости: разные возможности детей накладываются на структурное разнообразие учебной информации (а не наоборот!). Поэтому при подготовке любой темы предполагаемый учебный материал (а не ученики!) заранее распределяется по нескольким блокам:

– материал любого занимательного рода, позволяющий увлечь новой темой;
– очень четко выделенный базовый минимум темы – самое главное;
– задания и сведения, помогающие связать новую тему с ранее изученным;
– и наконец, проблемы, задания, вопросы и специальные приемы, способные послужить толчком для творческих поисков и решений.

Таким образом, в каждой новой теме нам представляется необходимой следующая последовательность процесса обучения:

Во-первых, заинтересовать темой.
Во-вторых, рационально взять главное.
В-третьих, посмотреть связь главного с пройденным и с возможностями творческого подхода к новым задачам.
В-четвертых, оттренировать все.
В-пятых, продемонстрировать и оценить успехи на всем материале темы.
Так от развлекательно-дилетантского уровня к самостоятельно-творческому идет продвижение в любой теме. И каждому уровню соответствует свой комплекс (не случайный набор мелочей, а их система!) приемов и методов учебной работы на уроке.
На обсуждение ключевых принципов и жизненно важных мелочей для каждого из пяти уровней подачи учебного материала (и пяти разных типов работы на уроках!) и ориентирована структура нашего альбома-справочника.

УРОВЕНЬ ПЕРВЫЙ
избыточная информация

анонс

Итак, начинается официальная встреча всего класса с новой темой. Сперва на дилетантском уровне.
Никакому достойному делу реклама помешать не может. Наоборот, она позволит определить круг наиболее заинтересованных лиц. Но реклама не всегда совпадает с началом работы и продолжается во время самого дела; при этом она может быть очень краткой, напоминающей, поддерживающей интерес.
Название новой темы объявляется заранее. Кое-кто из учеников нашел и принес на урок материалы по новой теме. Такое надо поощрять. Хорошо бы специально интересоваться внеурочными делами учеников, а каждый их шаг для общей пользы щедро оценивать (и ставить хорошие оценки в журнал в тех клеточках, что соответствуют времени работы с темой на дилетантском уровне). Находки любителей, дилетантов (франц. diletante – любитель), нужно делать обозреваемыми для всех.
Некоторые ученики могут сделать свои сообщения для всей параллели классов, изучающих данную тему. Но об этом можно попросить и кого-то из родителей, родственников или вообще посторонних, но интересующихся школой людей (а их всегда можно найти при желании).

занимательность

Интерес по существу самого предмета может возникнуть у немногих учеников – только у тех, кто успешно этим делом уже занимается. Постепенно число заинтересованных детей может (и должно!) увеличиваться. Но требовать от всех приходящих в общеобразовательную школу устойчивого интереса ко всем школьным предметам – дело, невыполнимое по определению. Нет такого человека, который обладал бы столь огромным объемом внимания, памяти, быстроты реакции и т.п., чтобы изучение этой глыбы дел человеческих с радостью взваливать на себя. Универсальные гении типа Ломоносова и Леонардо да Винчи рождаются единицами в столетие, но и они гениальны в основном в сочетании рационального и эмоционального, в переплетении науки и искусства. И то не в школьном возрасте.
Занимательность – другое дело. Она, конечно, имеет прямое отношение к существу дела, но приводит к его восприятию через другие каналы психики (как утверждают, более древние, чем разум), более легкие и в то же время более прочные.
Занимательность происходит от слов «занимать себя», «заинтересоваться». Учебным делом или предметом можно заинтересовать разными способами: анекдотом, красивой картинкой, ребусом, кроссвордом, рассказом очевидца, шуточным розыгрышем, необычным костюмом, освещенностью помещения, музыкальным сопровождением, особым ароматом в классе, композицией из цветов, плодов, сухих коряг и камней, особым прибором на специальном пьедестале и т.д.
Занимательность закладывает основы многосторонней широкой образованности, обеспечивает эрудированность человека через положительные эмоциональные состояния, возникавшие при встрече с поражающим воображение материалом. Узкая поначалу, эмоциональная дорожка расширяется по мере того, как каждый интеллектуальный шаг начинает удивлять, поражать своей занимательностью, когда, наконец, математическая формула начинает сиять своей неподражаемой красотой.
Следует использовать любые возможности для включения занимательности в учебный процесс. Но надо помнить о чувстве меры. Так, новая тема должна быть поначалу новой во всем: и своим антуражем, и шутками-прибаутками. Но потехе – час, а делу – время. После такого первого дидактического блока работы, как занимательная, избыточная информация, наступит рутинная работа. Однако ощущение ее рутинности не будет болезненно давить на психику, если приступили к работе с интересом, пусть и чисто внешним, если работаем в классе дружно и весело.

ловушки для интереса

Чтобы в будущем преуспевать, надо позаботиться о настоящем. Большинство учеников приходят на урок, совершенно не интересуясь, не заботясь о том, чем придется заниматься, если это не контрольная. Учителю совсем нетрудно сделать так, чтобы на каждый урок шли как на очередную интереснейшую серию многосерийного фильма, вспоминая на ходу конец предыдущей серии.
Это касается и первого урока по новой теме, первого блока работы по ней. Научившись начинать каждую тему с веселой разминки, можно сегодня на уроке «жить хорошо». Нам всего лишь потребуется не забывать находить изюминку (в погоде, освещенности, тишине или шуме, прическе или значке на груди – у того, кто явно хочет, чтобы его заметили), пошутить над занудством людей, топчущихся много веков на одном месте в каком-то вопросе, порадоваться новой находке (в школе, городе, стране, мире), человеку, совершившему подвиг, открытие.
Научившись начинать работу весело, каждый пришедший на урок получает возможность найти полезное и приятное для себя дело. Кто-то, узнав о новой теме, уже с энтузиазмом притащил на урок свою находку – с ним все понятно, ему интересно. Кто-то захочет ему ассистировать: подержать, покрутить, осветить, подыграть – этитоже не останутся равнодушными. Но будут и дети, которые стараются показаться бездельниками. Их равнодушие можно снять, например, поручив им роль судьи, арбитра – они легко составляют команду придирчивых рефери. И невольно теряют свое равнодушие. Управлять этим базаром избыточной занимательной информации поначалу нелегко, но этому можно и нужно научиться сначала самому учителю, а потом ученики станут организовываться сами, особенно если учитель овладел бригадным методом работы.
Наш организм физиологически настраивается на все происходящее вне его. Особенно присуща такая психологическая и социальная гибкость человеку молодому, растущему, непрерывно изменяющемуся. Сознание управляет развитием, становлением, прогрессом человеческого индивида. А в обществе включается круговорот: сознание индивидов формирует общественное сознание, которое помогает прогрессу сознания индивидуального.
Человек пытается противопоставить себя неопределенности, хаосу. В этом высший смысл его существования. И он не сможет этой деятельности избежать. Школа может научиться развивать в ребенке зародыш человечности в этом направлении, если педагогическая наука, и в первую очередь дидактика, будет развиваться в сторону мягкого, но многостороннего воздействия на единичный организм силами других человеческих организмов – дидактикой коллектива.
Первый этап в жизни детского коллектива – интерес. Он поддерживает и сплачивает коллектив. В принципе для нового человека все ново, все интересно. Надо поймать этот интерес. Усилить его успешностью дела. И направить на развитие новых интересов.

просветительство без фанатизма

Как люди пришли к знаниям, зачем они нужны нам сегодня, пригодятся ли завтра? Информировать учеников об этом очень важно и в высшей степени занимательно.
Но начинать серьезный разговор с первых секунд встречи с учениками, пришедшими с других уроков или из дома, даже в занимательной форме не всегда психологически точно, а потому нерационально. Чисто деловое начало, хотя бы и в шуточно-занимательной форме, разумным можно считать с того момента, когда отношение всех учеников, их интерес к предмету окончательно сформировались, когда они жаждут встречи с ним. Такое бывает. Но далеко не сразу. И не всегда возникший интерес задерживается надолго.
Чтобы интерес создавать и тем более поддерживать, надо избавляться от преувеличенного преклонения перед сведениями как таковыми. Гипертрофированное преклонение, бесконечное подчеркивание жизненной значимости, важности обретаемых знаний приводят к возникновению психологической тошноты у слушателей.
Человек, который так поступает в абсолютном большинстве случаев, делает это с самыми благими намерениями. Но обычно люди считают его занудой (а иметь дело с занудой довольно противно, хотя, может быть, и полезно). На самом деле такой «зануда» – это фанат своего предмета как такового или фанат просветительства. И трагедия фанатизма в том, что он искренен. Учителю не стоит опускаться до фанатизма. Учитель-просветитель обязан относиться к накопленным знаниям с некоторым юмором – ведь знания людей как о природе, обществе, так и о самих себе имеют устойчивую тенденцию пересматриваться.
Рекомендуем учителю встречать входящих или уже вошедших и ожидающих его учеников маленькими, нейтральными к сегодняшнему конкретному делу, беззлобными, шутливыми фразами, уместными поговорками, коротенькими байками, мудрыми изречениями, написанной на доске шуточной фразой или нарисованной приемлемой карикатурой. Главное – дать им время сбросить посторонние мысли и обратить их внимание на тебя – учителя. Когда между учителем и учениками сложились очень хорошие взаимоотношения, то бывает достаточно нескольких слов-междометий типа: «Привет!», «О-кей!», «Поехали!» – и контакт установлен. Урок дальше пойдет по намеченному плану. Теперь можно поговорить и об истории вопроса, о его значении. Однако начало серьезного разговора следует совершать психологически сдержанно. Таким сдерживающим элементом, одновременно настраивающим и оберегающим нервную систему, является шуточная форма разговора. Учителю необходимо запасаться набором шуточных фраз и применять их к элементам своего предмета. Например: «Бедный дифференциальчик, вечно он зависит от этого дельта тэ!». Или: «Несчастная кислота, заменив бесцветный водород на какой-нибудь блестящий металл, она теряет самое себя и становится солью!», «Почему это долготы, окружая земной шар, не хотят быть параллельными, как широты, что тоже “кружатся” вокруг Земли?», «Куда прячется, откуда выпрыгивает мягкий знак в словах: учится–учиться, который между «т» и «с» никогда не слышится?!». Шутка создает ощущение игры. А игра – тот самый способ спонтанного, самопроизвольного, непреднамеренного, а потому неутомительного обучения, который ведет к обучению как к деятельности. И именно в обучении игра должна участвовать максимально. Все серьезные тренажеры даже у летчиков, космонавтов – это игра!
Школьную жизнь детей и подростков игровые интонации должны максимально пронизывать и поддерживать.

все к сведению

Оценки за участие в любой работе на первом дидактическом блоке, где преимущественно присутствует избыточная информация, могут быть только положительными. Это касается и тех, кто активно подбирал занимательный материал по теме, и их добровольных помощников. А также непременно тех, кто сумел добросовестно и толково законспектировать что-то важное для себя из того, что увидел и услышал на этом избыточном уровне работы. А у кого толковости не хватило – не страшно. Свой балл за участие он заработал.
В этом отношении весьма показательна телеигра «Поле чудес», игра взрослых людей! Какое замечательное простодушие они открыто демонстрируют! А для ребенка и подростка простодушие законно, каждый урок для них – «поле чудес».
Здесь все подается к сведению. Пассивные слушатели и зрители, естественно, вообще не оцениваются баллами. Их поведение на уроке избыточной информации само по себе выступает оценивающим действием. Чем активнее ответная реакция слушателей-соучеников на сообщения выступающих перед ними товарищей, тем выше оценка этим выступающим.
Причем тройка на этом уровне работы – очень редкая оценка. Она может быть выставлена, пожалуй, только так называемому ученику-разгильдяю как положительный балл в том случае, если он до сего времени не проявлял никакого интереса к предмету и из двоек не вылезал. Но и то тройка ему может быть выставлена за участие – хотя и небрежное, но все-таки участие.
Во всех остальных случаях на этом уровне работы оценки выставляются в журнал не ниже четверки. Если добровольных работ было мало, не надо скупиться на оценки. И ставить пятерки. Если участников добровольного поиска интересного, занимательного материала оказалось довольно много, следует учесть степень сложности и трудности поиска, чтобы не вводить уравниловки.
Оценки могут отмечать четыре категории участия: «четыре с плюсом», «пять с минусом», «пять» и «пять с плюсом». И такую градацию следует обсудить с самими участниками и с их слушателями. Наличие избыточных знаний, широких, занимательных, может оцениваться «хорошо» и «отлично». Но отсутствие их не может наказываться плохими оценками. Решающее слово остается за учителем, но обоснование его – открытым. Чем демократичнее действует учитель в сложных ситуациях, тем большего уважения от учеников заслуживает. Это важно и ему самому для личностного благополучия на учительской стезе и показывает ребятам варианты нормального отношения к общественному оцениванию любого дела.

энтузиазм поощряется

Следует специально поощрять тех, кто пытается конспектировать избыточный материал, изложенный на первых уроках по новой теме. Проверять ученические записи самому учителю совсем необязательно. Это могут сделать как раз те ученики, которые излагали новый, найденный ими занимательный материал. А уж те записи, которые докладчики сочтут удачными, заслуживающими хорошей оценки, может просмотреть учитель. И выставить оценки в журнал (только положительные, разумеется).
Неудачные конспекты можно предложить обсудить с докладчиками. Выступающий и конспектирующий могут сами попытаться разобраться в деле по существу. Можно посоветовать им вместе посмотреть источники этой злополучной информации, а потом найти способ снова ее изложить хотя бы в виде стенгазеты. Исправить неточности. Оценить заново. Так, между делом можно постепенно обучать конспектированию – этому необходимому в высшей школе умению. Обучать ненавязчиво, исподволь и показывая иногда (как разновидность дополнительной информации) разные формы конспектирования – от зарисовочных, иероглифических до стенографических, скорописных. Расширяя образованность учеников по своему предмету, мы помогаем им осваивать общие умения учить себя – учиться.
Такой интерес к дополнительной – избыточной – занимательной информации по предметам, изучающимся в школе, возникает не очень часто. Но его следует поощрять. Нередко на путях поиска занимательности раскрывается талант ребенка, о котором он и сам не подозревает.

В следующем номере вы сможете узнать о продолжении работы над учебной темой: как эффективно преподнести на уроках базовый минимум с учетом психологических особенностей разных детей.

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru