Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №1/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

Школьная жизнь…
Ежедневная череда звонков, уроков, тем. Водоворот событий, внезапных радостей и огорчений.
Новый день по старому плану не задается, шаблоны – на крайний случай, мастерство – это когда вдруг получилось.
По канве программы, согласно приказу, отвечая требованиям, невзирая на трудности…
Такая вот непростая она, школьная жизнь! Каждый учитель сам решает, у кого ему учиться, каким теориям следовать, что читать.
Мы хотели бы, чтобы тетрадка "Школьное дело" стала вашим помощником в решении повседневных проблем, путеводителем в мире современных педагогических идей, источником разнообразной и полезной информации о школе.
Александр ЛОБОК

Учитель и класс: стратегии партнерства

Анализ живого педагогического опыта позволяет вычленить три основные стратегии, позволяющие учителю построить отношения партнерства и делового сотрудничества с большими ученическими коллективами.
У каждой из этих стратегий есть свои достоинства и свои недостатки. По-настоящему успешен тот учитель, который в своей практической деятельности гибко использует все три – под те или иные группы конкретных задач. Присмотритесь к этим стратегиям повнимательнее: к какой из них тяготеет ваш педагогический стиль? И обладаете ли вы достаточной гибкостью, чтобы использовать продуктивные ресурсы всех трех стратегий?

АВТОРИТАРНО-ДИСЦИПЛИНАРНАЯ МОДЕЛЬ

Суть модели. Устанавливается жесткая система урочно-контрольного взаимодействия. Четкие задания. Четкая проверка. Четкий контроль за формально-учебной дисциплиной и четко работающая система оценок и приемов, поддерживающая порядок в классе. При этой модели учитель должен жестко взять класс в свои руки.

Достоинства модели

1. В том случае, если у учителя хватает внутренней силы и жесткости для реализации этой модели, если учителю удается «победить» класс, – эта модель позволяет достаточно успешно вкладывать в учеников нормативные знания, умения и навыки, и притом многие испытывают чувство благодарности авторитарным учителям: «они нас приучили к дисциплине», «они дали нам необходимые для поступления в вуз знания» и т.п.
2. Другое достоинство этой модели – ее подчеркнутая функциональность. Она не затрагивает личного пространства ученика, позволяет ему относиться к школьным занятиям формально-функционально, дистанцированно. И иногда это полезно для внутреннего самоопределения – держать внутреннюю дистанцию по отношению к любому учебному материалу.
3. Данная модель высокотехнологична. Ее обучающая успешность зависит не столько от личностного потенциала педагога, сколько от эффективности используемых данным педагогом технологий. Она позволяет учителю быть функционально эффективным вне зависимости от того, насколько развит и актуализован его душевный потенциал. Для эффективности обучающего процесса совсем не нужно предъявлять ученику свое личностное содержание, не нужно душевно выкладываться, чтобы достичь требуемого учебного результата, достаточно освоить некоторую сумму испытанных технологий и методик.

Риски и недостатки модели

1. Такая модель эффективна только в том случае, если она имеет надежное технологическое (методическое) обеспечение. Так что это довольно-таки консервативная модель: учитель успешно преподает тот материал, который имеет надлежащее обеспечение, но встает в тупик перед преподаванием материала, который такого обеспечения не имеет. Поэтому учитель, склонный к авторитарно-дисциплинарной модели, предпочитает привычные учебники и подсознательно противится новому содержанию. Обновление учебного содержания для такого учителя – неизменная головная боль.
2. В такой модели заложена высокая психологическая травматичность для ученика. Она связана со структурами властного самоутверждения, на которых строится педагогический каркас такой модели. Данная модель вольно или невольно закладывает в ученика высокий потенциал невротичности и агрессивности, формирует потребность в самоутверждении за счет других. Это является главной причиной, по которой данная модель становится все менее популярной в цивилизованном мире.
3. Травматична эта модель и для учителя. Поскольку пространство урока является для него не пространством личностного самовыражения, а лишь пространством, где он исполняет некоторые функциональные роли, это приводит к быстрому эмоциональному выгоранию. Ощущение «выжатого лимона» в конце рабочего дня – частое ощущение такого учителя. У многих учителей, ориентированных на такую модель, со временем нарастает раздражение учениками и происходит утрата смысла педагогической деятельности. Другой вариант травмы – это когда у учителя формируется своего рода психологическая зависимость от властного самоутверждения за счет учащихся.
4. В рамках такой модели многие ученики постепенно утрачивают интерес к учебе. Они привыкают к тому, что образование возможно только в ситуации внешней дрессуры, внешнего насилия, и оттого к концу школы их собственные образовательные потребности практически угасают.
5. Область эффективного применения данной модели весьма ограничена. Она хороша для трансляции заранее определенной суммы знаний, умений и навыков, но совершенно не эффективна как средство развития мыслительных, коммуникативных или креативных (творческих) способностей ученика.

ВДОХНОВЛЯЮЩЕ-УВЛЕКАЮЩАЯ МОДЕЛЬ

Суть модели. Учитель стремится увлечь, заинтересовать класс интересным предметным содержанием. Он старается быть максимально ярким, содержательным, артистичным. Держать внимание и дисциплину на интересе. Видеть встречный интерес в глазах ребенка. Чтобы между ним и детьми сложилась человеческая коммуникация.

Достоинства модели

1. У детей формируется искренний интерес к предмету, и они могут получить качественный импульс к образовательному саморазвитию.
2. Урок для учителя – пространство его личной самореализации, пространство образовательного саморазвития.
3. Учитель старается вести постоянный педагогический поиск, что позволяет ему быть открытым новому учебному содержанию.

Риски и недостатки модели

1. Данная модель требует очень высокого креативного ресурса от учителя. И как бы ни был высок такой ресурс, он не бесконечен. Вести большое количество уроков в режиме яркого творческого самопредъявления практически невозможно. Поэтому неизбежно у педагога возникают периоды тяжелых эмоциональных перепадов и кризисов
2. Постоянно быть в центре внимания – нелегкая задача. И это тоже приводит к эмоциональному сгоранию. Велик риск попадания в психологическую зависимость от своего собственного успеха в глазах детей. Отсутствие успеха переживается учителем как эмоциональная драма. А различного рода кропотливые формы работы, не ведущие к быстрому успеху в глазах учеников, вызывают у него напряжение и неприятие.
3. У некоторых учеников в свою очередь возникает риск попадания в определенную психологическую зависимость от личности яркого педагога и от того, насколько интересно подается учебный материал. Не развивается способность к трудной и кропотливой работе с материалом, который не имеет интригующе-увлекательной оболочки, не формируется способность делать неинтересное интересным за счет своего собственного, личного ресурса. Может возникать эффект потребительского отношения: «Сделайте нам интересно!».

ДЕЯТЕЛЬНО-ГРУППОВАЯ МОДЕЛЬ

Суть модели. Учитель перестает быть центром образовательной Вселенной. Его задача не в том, чтобы вещать и увлекать, а в том, чтобы создать некие организационно-деятельностные условия для эффективной самообразовательной деятельности учащихся. В первую очередь различные формы групповой проектной, исследовательской и игровой деятельности, когда происходит естественное разбиение класса на микрогруппы, организующие собственную образовательную деятельность.

Достоинства модели

1. Позволяет успешно работать со сколь угодно большими учебными группами, в том числе межвозрастными.
2. У детей эффективно развиваются навыки самообразования и самоконтроля, навыки постановки и решения креативных задач, навыки продуктивной внутригрупповой и межгрупповой коммуникации.
3. У педагога высвобождается значительный временной ресурс для психолого-педагогического наблюдения за детьми и работы с их психологическими проблемами.
4. Детская групповая работа порождает множество содержательных вопросов и ситуаций, которые стимулируют самого педагога к интенсивному образовательному развитию, к активному исследовательскому поиску и другим формам конструктивного, деятельностного взаимодействия с детьми.

Риски и недостатки модели

1. Главный риск в том, что это модель открытого образования, в котором невозможно запланировать четкую учебную результативность в традиционном понимании этого слова. Процессы проектной, исследовательской или игровой деятельности не поддаются строгому учебному планированию и порождают зачастую весьма неожиданные образовательные результаты. И это требует совершенно особых профессиональных ресурсов, готовности к работе с открытыми образовательными ситуациями. Нужно осваивать такие педагогические навыки, которые традиционный педагогический функционал не предполагает.
2. Существует опасность формальной организации групповой работы, когда у детей не возникнет деятельностного азарта исследовательской или проектной коммуникации. Важнейшая задача педагога состоит в разработке такого комплекса заданий и организационных условий, которые бы максимально стимулировали групповую образовательную активность детей. В противном случае произойдет дискредитация данной модели.
3. Существует опасность группового образовательного аутизма, риск утраты общих образовательных ориентиров. Поэтому педагог должен создать условия для эффективной внутригрупповой и межгрупповой образовательной коммуникации детей и их диалогического взаимодействия с общекультурными ориентирами и ценностями. Педагог должен научиться выполнять роль культурного коммутатора, посредника между детьми и культурой.

Таким образом, все три описанные модели имеют свои достоинства и свои недостатки. Оптимальный вариант – гибкое использование учителем в своей практике всех трех моделей в зависимости от решаемых задач и собственных возможностей.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru