Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №87/2005

Первая тетрадь. Политика образования

ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ 
КРУГ ВОПРОСОВ 

Светлана КИРИЛЛОВА

Всемирное тестирование

Разные страны пробуют разные схемы национальных экзаменов. Но критерий их качества общий: у выпускника должно быть как можно больше возможностей показать себя с лучшей стороны

На III международной конференции «Национальные экзамены в системе оценки качества образования» представители России, Европы, США и стран СНГ обменялись опытом национального тестирования.

В странах СНГ национальный экзамен в форме тестирования за последний год отвоевал позиции у традиционных экзаменов.
В Азербайджане еще в 1992 году постановлением правительства была создана Государственная комиссия по приему студентов (ГКПС): она осуществляла прием в вузы страны на основе централизованного тестирования. С 2001 года ГКПС расширила поле деятельности – стала проводить также тестирование претендентов на госслужбу. В Узбекистане государственное централизованное тестирование для поступления в вузы ввели в 1994 году. В Казахстане с 2004 года перешли на систему единого национального тестирования.
В Украине 1 ноября 2005 года было подписано поручение президента об апробации технологий внешнего тестирования в нескольких украинских регионах. Украинский кабинет министров постановил создать региональные центры тестирования с головным центром в Киеве.
53% населения Украины заявили, что прежняя система вступительных экзаменов была несправедливой. Считают ли жители Украины внешнее тестирование более объективным, чем старая система? 76% ответили, что да. Однако отношение населения к этому «да» в стране оказалось весьма любопытным. После 76-процентного согласия своих граждан руководители образования вовсе не собираются отменять старую систему вступительных экзаменов.
«Сертификат централизованного тестирования будет обязателен для украинских вузов, но система традиционных экзаменов в устном и письменном виде в Украине все равно остается», – сообщила на конференции Елена Хоменко, ведущий специалист департамента общего среднего и дошкольного образования Министерства образования и науки Украины.
В Республике Беларусь, где студенты зачисляются в вузы на основе сертификатов ЦТ (и где, по мнению российских экспертов, во время экзамена хорошо налажен режим защиты информации), с этого года отменено платное централизованное тестирование. До этого времени результаты платного тестирования принимались вузами в законном порядке. «Теперь только репетиционное тестирование, которое школьники могут сдавать несколько раз в год, останется платным, – заявила Валентина Маевская, сотрудник Министерства образования республики. – Государство, понимая важность проведения централизованного тестирования, решило взять на себя все остальные расходы».
Интересно, что в Белоруссии вступительные экзамены в виде централизованного тестирования могут проводиться за счет вузов. Впрочем, эти средства все равно поступают в вузы из республиканского бюджета на образование.

В Нидерландах, где бесплатный национальный экзамен для поступления в вузы проводится уже 25 лет, в 2001 году попытались перейти на компьютерное тестирование. Но это принесло немало огорчений.
Вскоре эксперты убедились, что экзамен с применением компьютера (даже в стране, где почти у каждого школьника есть домашний компьютер) девочки сдают хуже, чем мальчики. «Мы думаем, что нужно время, чтобы эта проблема – отношение к компьютеру в зависимости от пола – решилась», – признал на конференции представитель Национального института педагогических измерений Нидерландов (СИТО) Ян Вигерс.
Директор Федерального института педагогических измерений Андрей Ершов припомнил, что российская делегация во время посещения Национального института педагогических измерений в Нидерландах наткнулась на странный предмет, о значении которого россияне долго гадали. В закрытом помещении СИТО, где бланки национального экзамена обрабатываются с помощью мощной компьютерной техники, стояла гладильная доска с горячим утюгом.
Из рассказов сотрудников СИТО удалось выяснить, что во время экзамена многие дети нервно теребят (складывают, надрывают, сворачивают в трубочку) бланки тестирования.
Поэтому сотрудникам, проводящим компьютерную обработку тестов, перед отправкой на сканер приходится применять дедовский способ – разглаживать бланки утюгом.
Представители СИТО признают: несмотря на попытки сделать национальный экзамен в Нидерландах как можно более комфортным, не удается избавить от стрессов участников тестирования.
В результате дети набирают не самые высокие баллы.
«Мы напряженно ищем новых подходов к сдаче национальных экзаменов, – рассказал на конференции Ян Вигерс. – Одна из трудностей состоит в том, что национальные экзамены централизованы. То, что централизовано, трудно сделать гибким. Сейчас на национальных экзаменах в Нидерландах сдается семь предметов. Мы разрабатываем для выпускников новую возможность – сдавать эти экзамены по частям. С 2007 года по меньшей мере два экзамена выпускники смогут сдать не в мае, как это делалось обычно, а в течение учебного года. Это сделает школьный процесс более разнообразным. Ученикам будет легче подготовиться к экзаменам. Сейчас в Нидерландах национальные экзамены сдаются только в мае. Мы рассматриваем возможность сдачи этих экзаменов три раза в год: в мае, в августе и в январе. В августе его можно будет пересдать, если выпускник срезался на экзамене в мае. В январе – если срезался в августе. Почему мы решили проводить последний экзамен в январе? Потому что в этом случае выпускник школы еще сможет поступить в высшее учебное заведение. У нас не обязательно приносить документы осенью. По нашим законам студент может быть зачислен в вуз даже на половине курса. Так что кроме сдачи национальных экзаменов в течение года мы хотим дать выпускникам школ шансы пересдать национальный экзамен. Три попытки сдать этот экзамен снимут стрессовые ситуации и увеличат их возможности поступления в вузы».
На вопрос, не вылетит ли Нидерландам в копеечку многократная сдача национального экзамена, голландцы возразили: «Конечно, это приведет к определенному увеличению расходов. Однако речь идет об экзамене, в котором принимают участие сотни тысяч выпускников. Потому суммарное увеличение затрат, как мы уже подсчитали, не будет значительным. К тому же государство согласно с позицией экспертов СИТО: каждому выпускнику лучше иметь три шанса вместо одного».
В 2004 году свыше 70% нидерландских педагогов ответили, что национальный экзамен является важной частью системы образования. Однако 19% учителей страны заявили, что национальный экзамен школьникам не нужен.
«С этой частью учителей мы стараемся работать», – заключили представители Нидерландов.
«Ну-ка, ну-ка!» – заинтересовалась московская аудитория.
«Мы считаем, что если они не согласны с принципами национального экзамена, у этих учителей должны быть свои веские предложения о его усовершенствовании, – объяснил Ян Вигерс. – Мы просим их предлагать новое и думаем, что их предложения могут нам пригодиться».


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru