Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №86/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ № 91 
 

Борис ЮРЬЕВ

Спасик в классе

По заказу Министерства чрезвычайных ситуаций России выпущены новые пособия по ОБЖ

Вышел в свет новый учебно-методический комплект по основам безопасности жизнедеятельности: комплект состоит из восьми видов пособий и включает более двух десятков CD, брошюр и плакатов. Заказ был осуществлен по заказу Министерства чрезвычайных ситуаций РФ издательством «Кирилл и Мефодий». Первый тираж – тысяча экземпляров – будет распространен в управления образования и региональные отделения МЧС.

По замыслу заказчиков и разработчиков, на основе данного учебного комплекта возможно создание непрерывной системы образования в области ОБЖ, охватывающей старшую и подготовительную группы детского сада, начальную, основную и среднюю школу. Различный уровень оснащенности школ предполагает использование разнообразных методических приемов при подготовке и проведении уроков по различным темам и разделам предмета ОБЖ: работа в компьютерном классе, использование одного компьютера и проектора, и, наконец, достаточным можно считать также компьютер и принтер для распечатки материалов.
Электронные издания, входящие в комплект, – «Электронные издания по обучению детей в диалоговом режиме для 5–11 классов» (по сути, банк тестовых заданий) и «Электронные издания по курсу ОБЖ для 8, 9 и 11 классов» (по сути, разработки уроков) снабжены конструктором, который позволяет учителю изменять предложенное содержание и создавать свои в зависимости от используемой программы, отведенных часов и других условий.
«Электронные издания по курсу ОБЖ для 8, 9 и 11 классов» предназначены для подготовки и проведения учителем уроков по основным темам ОБЖ, предусмотренным Федеральным компонентом государственного стандарта основного и среднего (полного) общего образования и обязательным минимумом содержания образования 1998 года и примерными программами предмета ОБЖ. Они могут быть использованы учащимися при самостоятельном изучении ОБЖ, при подготовке к контрольно-проверочным занятиям и экзаменам по этому предмету. Эти мультимедийные издания содержат в себе «скелет» изучаемой темы — поурочно распределенные основные понятия, положения и правила, таблицы, схемы и диаграммы, иллюстративный материал в виде рисунков, фотографий, видео- и анимационных фрагментов, интерактивных схем и таблиц. Структура включает следующие разделы: «Уроки», «Журнал успеваемости», «Медиатека», «Конструктор уроков», «Энциклопедия», «Помощь». Очевидно, что материал преподнесен таким образом, что в готовом виде эти поурочные разработки можно использовать, где на преподавание ОБЖ отводятся часы регионального компонента, в 8 и 9 классах (если школа работает по БУПу-1998) и в 9, 10, 11 классах, если школа работает по БУПу-2004. Издание с тестовыми заданиями методически связано с поурочными разработками. (В 10 классе можно использовать мультимедийное пособие, изданное также по заказу МЧС в 2002 году издательством «МультимедиаТехнологии».)

В комплект также входит компьютерная игра «Действия при угрозе и возникновении пожаров» — дидактическое средство обучения учащихся 5—7 классов (возраст 12—14 лет), которое представляет собой набор ситуативных заданий по профилактике пожароопасных ситуаций и поведению в случае возгорания и задымления. Действие компьютерной игры происходит в трехмерном виртуальном пространстве с видом от третьего лица. Игра состоит из нескольких не связанных единым сюжетом уровней: «Квартира», «Школа», «Улица», «Природа», каждый из которых представлен в двух вариантах — «профилактика» и «возгорание». Приблизительное игровое время на каждом уровне варьируется от 2 до 6 минут.
Выбор уровня в режиме «профилактика» ставит перед игроком задачу — уложившись в отведенное время, обследовать уровень, предотвратить пожар или локализовать небольшие возгорания. Игровая ситуация не является критической, урон персонажу в данном случае не наносится. По истечении отведенного на игру времени производится подсчет очков, игроку указывается на допущенные ошибки. Уровень может быть пройден досрочно, и в этом случае игрок получает дополнительные баллы.

Выбор уровня в режиме «возгорание» ставит перед игроком задачу — оценить угрозу для жизни персонажа и в зависимости от этого предпринять правильные действия: оповестить пожарную охрану, попытаться предотвратить пожар, эвакуироваться, спасая собственную жизнь. В случае неверных действий персонажу наносится урон, а игроку начисляются штрафные баллы.
Перед началом уровня игрок прослушивает вводную медиалекцию, разъясняющую ему специфику действий в ситуациях, с которыми предстоит столкнуться во время игры. После медиалекции игрок проходит тестирование и в случае успеха получает поощрительные баллы. После прохождения каждого уровня набранные игроком баллы заносятся в специальную таблицу, отражающую только лучшие результаты, достигнутые в данном уровне.

Компьютерная игра содержит также дополнительный уровень под названием «тренировка», в котором игрок поэтапно овладевает управлением персонажем, вариантами использования средств пожаротушения и защиты органов дыхания, а также предметов из личного инвентаря персонажа.
Целый блок пособий ориентирован на начальную школу. «Плакаты-стенды для учащихся начальных классов по безопасности жизнедеятельности» — наглядные пособия с цветным изображением стандартных опасных ситуаций, изучаемые на уроках ОБЖ в начальных классах. Плакаты-стенды предназначены для использования их при проведении уроков по ОБЖ в предмете «Окружающий мир» в начальной школе. Созданы плакаты-стенды по следующим темам: «Одни дома. Запах газа»; «Лесные правила»; «Паника»; «Пожар в школе»; «Я — пешеход»; «Я — пассажир»; «Внимание всем!»; «Заложники»; «Осторожно! Хулиганы»; «Нам нестрашно у воды».
В комплекте поставки – несколько печатных периодических изданий. Детская энциклопедия «Помоги себе и другим» — периодическое печатное издание, содержащее энциклопедические, справочные и биографические статьи по правилам безопасного поведения в той или иной чрезвычайной ситуации, ориентировано на читательскую аудиторию от 7 до 18 лет. Специализированный сборник «Спасик» – детский журнал комиксов с развивающими заданиями для детей от 6 до 12 лет (главный герой журнала – мальчик Спасик). Непосредственно для использования в учебном процессе предназначены развивающие задания для уроков ОБЖ, публикуемые в журнале. Книжка-раскраска для детей младшего школьного возраста, тематически связанная со сборником «Спасик», также представляет собой периодическое издание с развивающими и развлекательными заданиями по тематике, изучаемой в разделе ОБЖ предмета «Окружающий мир». Книжка-раскраска позволяет проводить комплексные уроки по предмету «Окружающий мир» и по изобразительному искусству, что позволяет формировать привычки безопасного поведения не только на рациональном, но и на эмоциональном уровне. На эмоциональное воздействие обучающего материала также направлен мультипликационный фильм «Правила безопасного поведения детей в быту» – дидактическое средство обучения учащихся в возрасте 6–11 лет.
Не исключено, что одним государственным тиражом издание не ограничится. Социальная актуальность такого рода изданий с каждым днем все очевиднее.

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru