Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №86/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ № 91 
 

Александр ДРАХЛЕР,
заместитель директора Центра образования № 293 г. Москвы,
координатор сайта ITN

Как тиражировать проекты

Об одном из направлений работы «Сети творческих учителей»

В начале этого учебного года в России стартовал интернет-проект «Сеть творческих учителей» (Innovative Teachers Network, ITN, http://it-n.ru) – одно из направлений реализации инициативы Microsoft «Партнерство в образовании». Вообще «Сеть творческих учителей» – международный проект, объединяющий около 80 стран, создан с целью помочь педагогам и учащимся полностью реализовать свой потенциал за счет применения информационных технологий. По замыслу организаторов, благодаря этой программе не только учителя, но и выпускники учебных заведений получат навыки эффективной организации совместной работы, общения и грамотного управления информацией. Сеть творческих учителей создана для педагогов, которые интересуются возможностями улучшения качества обучения через использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). В рамках ITN учителя смогут почерпнуть сведения о применении специальных функций программного обеспечения, воспользоваться библиотекой интересных учебных проектов и методик проведения уроков с использованием электронных и интернет-ресурсов, а также общаться со своими коллегами в сообществах и дискуссионных группах. Цель этого веб-проекта — сплочение и развитие передовых педагогов.
Одна из наиболее значимых, на наш взгляд, часть проекта IT-N.RU – это библиотека учебных проектов, получившая на сайте непривычное название – «виртуальный тур по классной комнате» (Virtual Classroom Tour (VCT)). VCT включает методику проведения занятий с использованием проектного метода обучения. Такие проекты нередко являются мультидисциплинарными и подразумевают использование ИКТ в ходе работы. Формат VCT помогает систематизировать самый творческий вид учебной деятельности, каким является проект, а также инициировать новые проекты – по определенной технологии, удобной для всех.

Шаблон как зафиксированный опыт

Проектная методика активно внедряется в жизнь образовательных учреждений на протяжении последних 15 лет, но единого понимания сути и структуры проектного метода или проектов в системе образования пока нет. Причины различий очевидны: кто-то из реализаторов учебных проектов «доходил до всего сам», кто-то использовал иностранный опыт (английский, американский, голландский, немецкий, французский), кто-то постигал тайны проектной деятельности на курсах повышения квалификации, «подгоняя» услышанное под свое понимание учебного процесса. Проекты довольно причудливо встраивались в традиционную классно-урочную систему и консервативную школьную дидактику. Определенную специфику на проектную деятельность накладывают и предметные особенности: проекты по общественным дисциплинам отличаются от проектов естественно-научного цикла, а те в свою очередь – от проектов по иностранным языкам.
Известно, что в образовательных учреждениях Российской Федерации реализуется с той или иной степенью успешности 18 типов и видов проектной деятельности, используется около трех десятков ее определений. Сегодня можно говорить о формировании разных проектных школ. И данное обстоятельство, к сожалению, довольно серьезно ограничивает тиражируемость уже отработанных и хорошо зарекомендовавших себя проектов.
Чтобы облегчить передачу опыта проектной деятельности, на сайте был создан шаблон оформления проекта – понятный и, значит, потенциально востребованный преподавателями разных проектных школ. Этот шаблон может быть широко использован не только в Сети, но и в повседневной деятельности учителя, системе повышения квалификации, управлении школой и т.д.
В процессе обсуждения выяснилось, что практически все известные нам варианты проектов при их описании должны включать в себя следующие параметры.
Название проекта
1. Визитная карточка проекта (учебный предмет или предметы), отрасль знаний, уровень сложности, цель проекта, используемое программное обеспечение (в случае использования ИКТ), снаряжение или оборудование, краткое описание проекта, автор (с указанием имени, номера и адреса учебного учреждения).
2. Базовая информация о проекте (образовательное учреждение, в котором выполнялся учебный проект, расположение, адрес, уровни обучения, специализация, количество учащихся (всего в школе и в среднем в одном классе)).
2.2. Педагог, создавший (и выполнивший) учебный проект (имя, профессиональный опыт, награды/звания, другие сведения (по желанию).
2.3. Цели проекта.
2.4. На какой уровень подготовки, возраст и классы рассчитан проект (рекомендуемый возраст учащихся, классы, рекомендуемый уровень компьютерной подготовки – в случае использования ИКТ).
2.5. Соответствие образовательным стандартам (какие учебные дисциплины охватывает проект, каким разделам обязательного минимума соответствует проект – дать ссылку на текст обязательного минимума).
3. Задачи, решаемые учащимися во время проведения проекта (алгоритм выполнения проекта).
4. Принципы оценивания работ.
4.1. Критерии выставления оценки.
4.2. Пример лучшей работы.
4.3. Пример работы среднего уровня.
5. Планирование проекта.
5.1. Методические и учебные материалы, рекомендуемые учителю для подготовки к проведению проекта (материалы по использованию программного обеспечения в проекте (в случае использования ИКТ), материалы для подготовки теоретической части, другие материалы и рекомендации).
5.2. Технологический контекст (необходимое для проведения проекта программное обеспечение, минимально необходимые требования к компьютеру, рекомендуемое количество учащихся на один персональный компьютер, порядок использования в учебное и внеурочное время).
Какое еще оборудование (помимо компьютеров) необходимо (например, выход в интернет, принтер, сканер, фотокамера и т.д.)?
5.3. Сроки проведения проекта.
6. Шаблоны документов и презентаций для учителя и учеников (если имеются).
6.1. «Домашние заготовки» для учителя (это могут быть презентации, в которых ученикам рассказывается о проекте, или готовый к печати документ Word, описывающий задание для учеников и/или критерии оценки задания).
6.2. «Домашние заготовки» для учеников (это может быть шаблон презентации, который ученики будут использовать для проекта, или иной шаблон, который ученикам надо будет заполнить, а также, например, шаблон приглашения для родителей на открытый урок).
7. Мнения и отклики преподавателей и учеников.
7.1. Рефлексия учителя (плюсы и минусы проекта, на что следует обратить особое внимание при подготовке к проекту и при его проведении, что можно изменить в проекте, как можно его улучшить).
7.2. Отклики учеников (основные идеи откликов, цитаты).

Одна идея и тридцать проектов

Очевидно, что организация любого проекта – уникальная педагогическая задача, реализация которой напрямую зависит от многих составляющих: возраста участников, тематики, продолжительности и т.д. Вместе с тем в любом проекте можно выделить как постоянную составляющую, так и переменную. Постоянная составляющая проекта – это и есть проектная идея, которая в зависимости от педагогических и методических задач может реализовываться в различных проектах.
В качестве иллюстрации можно привести описание проектной идеи «Проживание в эпохе». В рамках сайта ITN и при поддержке детского компьютерного фестиваля «Умник» было уже реализовано более 30 проектов, относящихся к этой идее.
Учащиеся, выбрав определенную историческую эпоху, возраст и пол персонажа, используя только интернет-ресурсы, должны были найти как можно больше конкретных сведений, иллюстрирующих повседневную жизнь своего вымышленного героя. Это могли быть различные материалы, связанные с бытом человека, его учебой, посещением различных мест, чтением книг, газет и т.д. Выбор эпохи, как и формат отчета, был свободным: кто-то исследовал один день студента Башкирского государственного университета в 1979 году, а кто-то, взяв за основу картины голландских художников XVII века, изучал жизнь голландского мальчика.
Выбор персонажей и эпохи оказался разнообразным: от неандертальцев до наших современников в России и за ее пределами. Несколько команд избрали жанр дневниковых записей. Популярными были также различные варианты эссе, а также привычный жанр реферата.
Характеризуя содержательную часть представленных отчетов, следует отметить, что некоторые команды школьников, выбрав определенный персонаж, эпоху, «накачав материалы из интернета» и расставив найденное в определенном порядке, по существу на этом и успокоились. «За бортом» осталась не только редакторская работа (например, отсечение заведомо ненужного), но и элементарное согласование скачанных материалов между собой.
Распространенной ошибкой стало использование малоавторитетных источников (в частности рефератов). Интересно, что зачастую участники увлекались cочинительством, и за вымышленными образами терялась собственно история. Среди общих ошибок – нарушение элементарной грамотности, небрежное оформление, недопустимый сленг, смешение стилей. Но, как говорится, нет худа без добра. Проектная деятельность, таким образом, позволяет провести уникальное измерение реального образовательного уровня учащихся!
Наиболее интересными и цельными оказались краеведческие работы. Команды-победительницы особое внимание сосредоточили на деталях: например, сколько стоил кусок мыла в это время, в какую одежду был одет герой и т.д. При этом некоторым командам, используя такой фон, удалось очень точно показать даже психологическое состояние главного героя.
Реализация проекта вкупе с проектной идеей представляет собой не только законченный творческий продукт, но и интересный методический материал, способный стать стимулом для определенной реорганизации образовательного процесса. Первый опыт проектной деятельности на сайте ITN можно считать удачным. Присоединяйтесь, коллеги!

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru