Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №86/2005

Первая тетрадь. Политика образования


КРУГ ВОПРОСОВ 

Владимир ОРЛОВ,
заслуженный учитель России

Закрыть, разделить, урезать

Анализировал ли кто-нибудь последствия реформы сельской школы?

Чиновники Минобрнауки сегодня часто мелькают на экранах телевизоров. Министр с оптимизмом выступает на заседаниях правительства. «Главное в реформе образования – повышение его качества», – слышим мы постоянно. Но если разобраться, выходит, что главное – снижение расходов. Не случайно основы реформ закладывают экономисты, и основную роль в них играют финансы.

Возьмем, например, одно из выступлений министра Андрея Фурсенко.
– На сегодняшний день в сфере образования работают 9% экономически активного населения страны, ну куда это годится? – спрашивает министр. И продолжает: – Сейчас на одного учителя в среднем приходится 11 учеников. Я, конечно, понимаю, что во многих регионах у нас безработица, но школа – не собес! Надо бороться за наполняемость классов, которая в России самая низкая в Европе. По всем нормативам в классе должно быть 25 учеников. Если из-за демографического кризиса достаточного количества ребят не набирается, надо укрупнять классы. В конце концов, в школе главный человек – ученик, а не учитель.
Меня, как человека, проработавшего более тридцати лет в системе образования, из них 18 лет – в должности начальника управления образования сельского района, некоторые моменты выступления министра просто шокировали.
Низкая наполняемость классов характерна в основном для села. Значит, именно в сельских школах министр рекомендует укрупнять классы. Но как?.. Безусловно, закрывая и претворяя в жизнь идею школьного автобуса. Однако по итогам всероссийской экспертизы по реструктуризации школ никто не дал ни социального, ни экономического анализа последствий закрытия школ и введения школьного автобуса. Широкая общественность не знает, как изменилась воспитательно-досуговая ситуация в селе после закрытия школы. Изменилось ли качество знаний у учащихся, посещающих крупную школу? Включены ли они в систему дополнительного образования? Как отразились на здоровье учащихся вынужденные ежедневные поездки за десятки километров? Каковы затраты на приобретение, ремонт, обслуживание школьного автобуса?
Министр сожалеет, что на одного учителя приходится в среднем по стране 11 учащихся.
Но... если все классы и в городе, и в селе будут иметь 25 учащихся, то в начальных классах на 21,3 ученика будет приходиться один учитель. В среднем звене на 13,5 учащихся – один учитель. В старших классах на 12,5 – один учитель.
В среднем по стране на 15,7 учащихся будет приходиться один учитель. В сельской школе средняя наполняемость классов и классов-комплектов – 15–16 человек. Если довести наполняемость классов до 25 человек, то необходимо закрыть не менее трети всех существующих ныне школ. И это в то время, когда национальными приоритетами президент провозглашает здравоохранение, образование, жилье и сельское хозяйство.
Без укрепления общеобразовательной сельской школы село не возродить. Не знаю, будет ли при таком подходе к реформе в городской школе главным человеком ученик, но в селе он главным не будет. На российских дорогах автобусы часто выходят из строя. Дороги не всегда в зимний период расчищаются. Многие ученики будут лишены возможности не только заниматься в системе дополнительного образования, но и регулярно посещать занятия в общеобразовательной школе. Здания закрытых школ будут безвозвратно потеряны как образовательные учреждения. Примеры – закрытия детских садов в период перестройки. Кто выиграет от таких реформ? Качество образования учащихся? Чиновники от образования?
В чем Минобрнауки совместно с региональными властями преуспевает? В закрытии сельских школ. Начиная с 1995 года, их закрылось 7,5 тыс. (15,8%), а в 2006 году планируется ликвидировать еще пять тысяч (12,5%). Темпы разрушения сельской школы нарастают.
Выступая в Кремле, президент В.В.Путин сказал, что в течение 2006 года надо завершить переход к нормативному финансированию учебного процесса. Сказал о необходимости ликвидировать прямую зависимость труда учителя от проведенных им уроков и перейти на новую систему оплаты труда, в основе которого качество преподавания. В целом это прекрасное и нужное стремление. Однако возникает целый ряд вопросов, ответить на которые необходимо сейчас.
На первый взгляд нормативное финансирование – разумная идея. «Деньги должны следовать за учеником», – любит повторять в связи с этим министр А.Фурсенко. По количеству учащихся будет финансироваться школа. А родители будут отдавать своих детей в лучшие, по их мнению, школы. Это отлично при условии превышения мест в школах над количеством учащихся. Но в России пока еще во многих школах учащиеся учатся в две смены. Поэтому при всем желании эти «хорошие» школы принять всех желающих не смогут. Это легкий путь, ведущий в никуда, разделяющий учащихся на «хороших» и «плохих», в котором основную роль будут играть не способности, не интеллект учащихся, а финансы родителей. Школа будет заинтересована в большей наполняемости классов, и найдется любой предлог превысить наполняемость в 25 человек, что уже происходит на практике.
Сельская школа при нормативном (подушевом) финансировании окажется в катастрофическом положении, ибо наполняемость большинства классов сельских средних школ не более 15–17 человек. При нормативном финансировании бюджета многих школ едва хватит на заработную плату. На наш взгляд, принцип финансирования сельских школ должен быть иным, если государство заинтересовано в том, чтобы и в сельской местности дети смогли получить среднее образование. Смета сельской общеобразовательной школы должна составляться по следующей схеме. Заработная плата – по количеству классов-комплектов, а не по количеству учащихся. Питание, медикаменты, оборудование, наглядные пособия – в зависимости от количества учащихся. Коммунальные услуги – в зависимости от площади школ (школа в сельской местности в большинстве случаев является единственным образовательно-культурным учреждением). Дополнительное образование, внеклассная работа, группы продленного дня и разновозрастные отряды – из расчета 0,8–0,9 часа в неделю на каждого учащегося (школа решает сама, исходя из местных условий, как их использовать).


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru