Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №85/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

ПО ШКОЛЬНОМУ СЧЕТУ

Проверка незнания, неумения, неуспевания – кому это нужно?
Когда внутришкольный контроль анализирует не промахи, а преимущества

Каковы Нормы оценки, таковы и нормы учительского сознания: ищем ошибки, выявляем пробелы, вопросы используем «наводящие». Контроль – повод для обнаружения и искоренения недостатков в реальной деятельности людей относительно идеального положения вещей. С нами так обращаются, и мы точно так же – с детьми.
Поэтому всякий раз, когда речь заходит о новых педагогических технологиях или стратегиях, прислушиваешься: не прозвучит ли мысль о том, что целесообразнее выявлять преимущества, а не дефекты работы, развивать сильные стороны ученика, а не слабые, диагностировать, а не контролировать процессы? А когда такая мысль появляется, придирчиво смотришь, как она претворяется. Потому что на самом деле это очень крутой разворот в понимании сущности контроля.

Школьный администратор нуждается в объективной и своевременной информации, он обязан выявлять и фиксировать ситуации успеха в образовательном процессе. Но традиционная проверка незнания, неумения, неуспевания – кому она нужна?
У нас действует мониторинг. Он проходит в начале года, в середине и в конце. Трижды отслеживается положительная динамика развития учеников и классов, отмечается профессиональный рост учителей, устанавливается межпредметная согласованность.
Сначала диагностический срез: готовность и мотивация к учебе, преемственность, психологическая комфортность. Все в школе: администрация, учителя, ученики – приступают к планированию своей работы только после анализа диагностического среза, когда каждый получает диагностическую карту.
Промежуточный, корректировочный мониторинг помогает нам организовать совместные действия. Учителя и ученики обсуждают эффективность выбранной стратегии, дают ей оценку, принимают новые решения, переопределяют задачи, поставленные в начале года.
Итоговый мониторинг предоставляет материал для проблемного анализа: в чем сила и слабость применяемых образовательных технологий, насколько соответствуют они индивидуальности педагогов и учеников. Выделются приоритетные компоненты образования нашей школы, складывается общая картина образования. Каждый год она меняется – достаточно сравнить итоговые компьютерные версии анализа разных лет.
Мы сами разрабатываем инструментарий мониторинга, ищем методы сбора позитивной информации, способы ее обработки и предъявления. Я намеренно не хочу ничего предлагать вам из измерительных материалов или способов диагностики – все зависит от задач, поставленных школой перед собой. Разработка содержания тестов, анкет, срезовых работ – внутреннее дело школы, касается только ее менеджеров, психологов, методистов.

Лидия НЕЗНАНСКАЯ, заместитель директора
по опытно-экспериментальной работе
Санкт-Петербург


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru