Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №83/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

ТЕАТРАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

История взросления под аккомпанемент Мельпомены
От этюда к свободной импровизации

…Теперь я работаю в театральном музее, вожу экскурсии по Большому театру и рада, что в профессиональный театр я попала именно с этой стороны.
А появился театр в моей жизни очень рано: домашние спектакли, детсадовские утренники, летние спектакли на даче для бабушек и дедушек на пьесы собственного сочинения или случайно найденные и понравившиеся истории. Интересно было представлять. Представлять, как живут вещи: мы делали много спектаклей, в которых играли не только куклы, но и обычные вещи: мочалки, фрукты, различные игрушки, шахматы. Представлять, как ведут себя, двигаются, говорят другие люди, звери, сказочные персонажи. Это было познанием и рассказом. Мы рассказывали взрослым о наших открытиях. И как же мы боялись суждений зрителей! Вдруг взрослым не понравится наше представление!
В школе многое изменилось. Пьесу выбирал учитель, роли тоже распределялись сверху. Твое участие в спектакле было доказательством твоей значимости в коллективе. Хотелось, чтобы тебе досталась самая большая и самая положительная роль. Не помню, чтобы процесс подготовки к представлению или сам спектакль перед публикой вызывал столь бурные эмоции, как процесс распределения ролей. Ну конечно, и красота будущего костюма прибавляла веса – в «Дюймовочке», например, гораздо приятнее было играть бессловесную Ласточку в купальнике, с красивыми крыльями на руках и гримом, чем старую Мышь, весь костюм которой состоял из фартука, очков и картонных ушек. Хотя уже тогда в меня закрались сомнения. Где-то в глубине души я понимала, что Дюймовочка – просто милая девочка, ее не надо играть, а исполнение роли Мыши требовало многого, и главное – нужна смелость перевоплотиться в «плохого» героя, да еще не человека.
В школьные годы я часто ходила в настоящий театр. Надо посмотреть много-много спектаклей, чтобы начать понимать, что такое театр. И чем больше я становилась зрителем, тем меньше хотела быть актрисой.
Когда в выпускном классе мы ставили «Тень» по И.Шварцу, мне казалось, что я не гожусь ни на какую роль. Но я сыграла Принцессу. Помню тогдашние ощущения: после первого шага на сцену тело немело, а улыбка застывала на лице каменной маской. Конечно, ведь я надевала ее за кулисами и так боялась потерять! Как ни удивительно, но тогда меня безумно потянуло играть. При всей некомфортности – быть на сцене. Мучиться, преодолевать себя, превращаться – я испытывала в этом физическую потребность. Поэтому нашла решимость войти в двери студенческого театра.

От первой предложенной роли я опять пыталась отказаться. Потом как-то незаметно для себя самой стала репетировать... Потом были и большие роли, и эпизоды, и утренники для детей, и «елки», и «сидение на музыке», и создание костюмов – благодаря этому студенческие годы были для меня счастливейшими днями. Мы общались, самовыражались, получали признание. Развивалось внутреннее чувствование, приходило понимание других и себя, своего тела, своих возможностей. Теперь мне не так важна была реакция зрителей, я не так трепетно, как поначалу, ждала слов режиссера после спектакля – теперь я полностью полагалась на себя, на свою оценку игры и прошедшего спектакля.
Я выросла. Здесь, в студенческом театре РГГУ. Кто бы мог подумать, что в рамках театральной условности обретается свобода! А я-то мечтала: сцена, свет софитов, громкие аплодисменты... Теперь это так смешно!

Екатерина ЧУРАКОВА


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru