Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №83/2005

Первая тетрадь. Политика образования

ПЕРВАЯ ПОЛОСА
ПОВЕСТКА ДНЯ

Правительство идет навстречу. Но проблем это не решает
На пленуме ЦК профсоюза работников народного образования и науки обсуждали предварительные итоги переговоров с властью

Переговоры велись во время рассмотрения проекта федерального бюджета на 2006 год и касались финансирования образования.
– Представляя три отрасли – образование, здравоохранение и культуру, – мы отстаивали интересы 15 миллионов бюджетников, – подчеркнула председатель профсоюза работников образования Галина Меркулова. – Борясь за каждый дополнительный процент индексации, мы должны были помнить о том, что 69 субъектов РФ продолжают оставаться дотационными и любое увеличение расходов требует помощи из федерального бюджета.
К числу трудностей Галина Меркулова отнесла также «спонтанное появление национальных проектов, на которые пришлось искать средства в рамках уже утвержденного бюджета». По свидетельству Меркуловой, «деньги эти не были предусмотрены, как бы ни уверяли нас в обратном руководители финансово-экономических ведомств».
В ходе переговоров профсоюзам удалось добиться увеличения этих незапланированных бюджетных расходов.
– На национальные проекты в сфере образования на 2006 год планировалось 14 миллиардов рублей, – рассказал руководитель Федерального агентства по образованию (Рособразования) Григорий Балыхин. – Теперь благодаря профсоюзам эта цифра выросла почти вдвое: до 26 с половиной миллиардов рублей.
Профсоюзам удалось добиться также увеличения дополнительных бюджетных ассигнований на сферу образования.
Так, на доплаты классным руководителям поначалу планировалось выделить полтора миллиарда рублей. После переговоров с профсоюзами этот показатель вырос до 7,7 миллиарда.
Дело в том, что правительство предлагало единый подход для сельских и городских школ: надбавки полагались только педагогам, работающим в классах, где учатся не менее 25 человек.
Профсоюзы предложили дифференцировать выплаты в зависимости от расположения школы: для городских оставили норму в 25 человек, а для сельских снизили до 14.
После этого изменения выяснилось, что доплаты за классное руководство получат около 900 тысяч педагогов. Иными словами, эта мера поощрения станет достаточно массовой в отличие, например, от президентских грантов лучшим учителям и инновационным школам.
Второй победой отраслевого профсоюза можно считать увеличение доплат для профессоров и преподавателей вузов за ученые степени. На первом этапе переговоров предполагалось удвоить нынешние надбавки. Но в итоге правительство решило увеличить надбавки за кандидатскую степень с 900 до 3000, за докторскую – с 1500 до 7000 рублей.
Правда, произойдет это не ранее 1 ноября следующего года, когда в бюджете появятся дополнительные ассигнования. За два месяца 2006 года из федерального бюджета на поощрение «остепененных» вузовских преподавателей будет направлено 3,6 миллиарда, а в 2007 году для выполнения этой задачи потребуется порядка 18 миллиардов рублей.
Кроме того, как отметил Григорий Балыхин, впервые за долгое время из федерального бюджета направляются солидные средства на поддержку школ. Раньше объем инвестиций был несопоставим с нынешним.
Например, в рамках Федеральной программы развития образования на закупку оборудования для сельских школ выделялось до 50 миллионов рублей, а в 2006 году только на наглядные пособия запланировано 2,3 миллиарда, на поставку школьных автобусов – 1 миллиард, на физкультурно-оздоровительные комплексы – 2 миллиарда рублей.
В то же время Григорий Балыхин с сожалением отметил, что в национальные проекты не попали учреждения начального и среднего профобразования.
– Это тем более досадно в контексте того, что с 1 января 2005 года 96% ПТУ были переданы на региональный уровень и с тех пор никакой помощи от федерального центра не получают, – констатировал руководитель Рособразования.
Удастся ли исправить эту ошибку? По словам Григория Балыхина, президент отнесся к этому вопросу с пониманием.

Что касается индексации заработной платы на 27,65% вместо предполагавшихся ранее 20%, то эту победу профсоюзы не считают значительной.
– Такая индексация не привлечет в школу ни одного молодого специалиста, – считает Михаил Иванов, председатель организации профсоюза работников народного образования и науки Республики Коми. – В школах останутся либо энтузиасты, либо те, кому некуда деться. Последних, к сожалению, становится все больше и больше.
Говоря об итогах переговоров, многие упоминали о Всероссийской акции протеста, состоявшейся 12 октября нынешнего года.
– Только благодаря этой акции нам удалось достичь каких-то успехов в переговорах с властью, – считает председатель профсоюзной организации Вологодской области Олег Димони.
Завершая тему бюджета, Галина Меркулова подчеркнула, что «национальные проекты – это не системные, а точечные меры» и «сам механизм их реализации очень сложен». Поэтому главная задача профсоюзов – «проводить мониторинг выполнения национальных проектов на местах».

Второй ключевой вопрос, который обсуждали на пленуме, касался деятельности профсоюза по улучшению условий труда педагогов.
По представленным в материалах данным, в российских школах работают более 40% учителей со стажем свыше 20 лет, до 14% – учителя пенсионного возраста (в Мурманской области этот показатель достигает 27%), доля молодых учителей не превышает 12%.
Не менее тревожная ситуация в вузах, где 44% от общего числа составляют преподаватели от 46 до 60 лет, 15% – от 61 года и старше и только 22% в регионах (14% – в Москве) приходится на долю молодых преподавателей.
При этом только 30% вузов обеспечивают общежитием молодых специалистов, 20% – занимаются ипотечным строительством, в 15% – молодым выделяются ссуды на приобретение жилья, 32% вузов вообще не решают жилищных вопросов.
Между тем средняя нагрузка на преподавателя с учетом совместительства доходит до 900 часов в год при норме 720 часов.
Как отметила в своем докладе Галина Меркулова, подобные перегрузки связаны с тем, что за последние 10 лет число студентов возросло в 2,5 раза, а преподавателей – только в 1,4 раза.
Не лучше картина и в школах, где, по данным Минобрнауки, на начало учебного года было более 50 тысяч вакансий. При этом 8–10 тысяч молодых специалистов ежегодно покидают школу, а две трети выпускников педвузов вообще не идут работать по специальности. Поэтому педагоги вынуждены работать на полторы – две ставки.
С другой стороны, происходит высвобождение педагогов в результате реорганизации или ликвидации школ, в первую очередь малокомплектных. Так, по данным Минобрнауки, в течение 2004/05 учебного года в стране было закрыто 919 школ, в том числе 730 сельских.
Например, на 1 сентября 2004 года в Пермской области в результате реорганизации сельских школ высвободились 266 педагогов, из них 64 человека оказались не у дел, остальные устроились в другие школы или в другие отрасли, 18 человек проходят курсы переподготовки по другим специальностям.
Фактором, способствующим сокращению педагогов, является также нормативно-подушевое финансирование, из-за которого, к примеру, только в Пензенской области под угрозой увольнения оказались около 900 педагогов.
За годы рыночных реформ заработная плата в образовании не поднималась выше 70% от средней заработной планы по стране.
Более половины учителей (58,1%) утверждают, что денег им хватает только на питание и на товары первой необходимости, а 4,4% заявили о нехватке средств даже на питание.
По данным федерального исследования, лишь 57,1% учителей и 68,8% директоров считают себя адаптированными к изменениям, произошедшим в стране за последнее десятилетие.
Анализируя условия труда школьных учителей (благоустройство зданий, ремонт), специалисты профсоюзов отмечают тот факт, что пятая часть общеобразовательных учреждений не имеет возможности обеспечить учащихся и педагогов горячим питанием, что приводит к хроническим заболеваниям.
В то же время профсоюзы отмечают увеличение числа случайных людей в школе и снижение уровня самокритики среди учителей, что отрицательно сказывается на их профессиональном уровне.
Например, в условиях возрастающей информатизации образования свыше 40% учителей и почти каждый пятый директор школы (19,5%) не умеют пользоваться компьютером.
Особое значение уделяется повышению квалификации педагогов. Данные, приведенные по регионам, подтверждают, что многие учителя не имеют возможности вовремя пройти курсы. Другие считают эту учебу неэффективной, так как она никак не влияет на результаты работы. Зачастую повышение квалификации никак не связано с перспективами профессионального роста и материальным благосостоянием педагогов.
Выяснили профсоюзы и отношение учителей к реформам. Почти у половины педагогов оно более чем пессимистичное.
На пленуме было принято Постановление о первоочередных задачах по улучшению условий труда учителей. В документе отмечается, что важнейшим направлением деятельности профсоюза следует считать повышение оплаты труда педагогов. В 2006 году предстоит разработка отраслевой системы оплаты труда учителей с учетом их профессиональной квалификации, сложности образовательных программ и т.д.
Профсоюз намерен продолжить работу по созданию минимальных государственных социальных стандартов, регламентирующих оснащенность образовательного процесса кадровыми, материально-техническими и другими ресурсами. Кроме этого планируется разработать систему минимальных социальных гарантий по лечению и оздоровлению педагогов, а также по предоставлению жилья с учетом развития ипотечного кредитования.
Кроме того, профсоюзы выступили с инициативой ввести новую номинацию во всероссийских конкурсах профессионального мастерства среди педагогов – «лучший методист России».
Примечательно, что, наряду с характерными для профсоюзов социальными требованиями, в постановлении ставится задача формирования системы демократического государственно-общественного управления.
Реализовать модернизацию образования возможно лишь за счет выполнения взаимных обязательств педагога и государства: государство обеспечивает необходимый уровень материального благосостояния работников образования, создает условия для эффективного труда и достойной жизни, а педагог со своей стороны гарантирует высокое качество образования.

Ольга ДАШКОВСКАЯ

 


По данным Минобрнауки, ежегодно школу покидают 8–10 тысяч молодых педагогов



Более половины учителей (58,1%) утверждают, что денег им хватает только на питание и на товары первой необходимости


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru