Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №81/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

Время проекта – учебное или свободное?
Это зависит от цели: хотим ли мы расширить взгляд на мир или изучить определенное количество предметов

Проблема из новых: проектная деятельность осуществляется дополнительно к основным учебным занятиям и приводит к перегруженности жизни ребенка учебной деятельностью. Можно ли заниматься проектами на уроках, а не во второй половине школьного дня? Этот вопрос мы задавали многим энтузиастам проектного метода обучения, и, как правило, вопрос ставил собеседников в тупик: мол, программа есть программа, никто не отменял классно-урочную систему…

Сразу скажу, что ответа на этот вопрос не знаю, но попробую порассуждать.
Во-первых, в чем разница между выполнением проекта и стандартным уроком, с точки зрения ученика? Ответы приходят в голову следующие: на уроке надо делать то, что говорит учитель, а во время проекта приходится самому думать, как, каким путем лучше выполнить работу; на уроке результат работы не особо осязаем, а после выполнения проекта появляется какой-то вполне зримый продукт; во время уроков все одноклассники делают более или менее одно и то же, а траектория выполнения проекта всегда индивидуальна. Наконец, на уроке учитель – ведущий, командир, а во время выполнения проекта – организатор и консультант. И вот еще: в ситуации урока ученику не надо распоряжаться своим временем, а в ситуации проекта он постоянно должен это делать.
Во-вторых, рассмотрим сходства. И в том и в другом случае ученикам дается некоторая работа, выполняя которую они осваивают учебные навыки. Причем все требуемые школьной программой навыки в принципе во время проектной деятельности освоить можно, если подобрать систему проектов соответствующим образом. В случае существования упорядоченного набора проектов, которые выполняются всеми учениками, вполне могут быть освоены все требуемые навыки/умения. Необходимый набор знаний можно освоить на каких-нибудь учебных мини-модулях с зачетами на выходе.
Что мы теряем? Частично – систематичность курсов. Можно возразить, что систематичность не в том, что материал предъявляется по системе, а в том, насколько органичен предъявляемый материал сознанию ученика. Безупречно выстроенный курс может оказаться полностью провальным, если не найдет отклика учеников. Еще теряем ту простоту, к которой привыкли при организации урока. Никто не возразит: проект организовать сложнее. И тут подступает главная проблема: перегруженность ученика проектами. В учебном плане российской школы количество одновременно изучаемых школьниками предметов около полутора десятков. Когда идет классно-урочное образование, это более или менее. По крайней мере неощутимо. А вот с проектами, каждый из которых – дело творческое...
Вы когда-нибудь пробовали делать одновременно десяток дел, требующих творческой отдачи, да еще таких, способы осуществления которых вам приходится осваивать по ходу дела? Я вот со своей тягой к умножению мест работы и занятий время от времени оказываюсь в полном завале, но и тогда количество параллельных проектов не больше четырех-пяти. Другими словами, если каждый учебный предмет или даже значительная их часть окажутся выстроенными на проектах, жизнь школьника утратит реальные очертания.
Выходы есть. Первый: ограничить число проектов разумным пределом. Второй: сократить число предметов в учебном плане, интегрировать несколько предметов в один курс. Решения принимать не нам. Но тем, кто принять такое решение обязан, надо ответить на простой риторический вопрос: «Что лучше формирует картину мира ученика: многопредметность классно-урочной системы или множественность взглядов и подходов, которые формирует только проектная деятельность?»

Юрий РОМАНОВ, преподаватель кафедры
Методов интенсификации процесса обучения МПГУ


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru