Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №81/2005

Первая тетрадь. Политика образования

СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА

Недостаток финансирования, демографический спад… Казалось бы, это диктует единственный способ выживания сельской школы: жесткая экономия, отказ от всех дополнительных функций. Но оказывается, все наоборот: чтобы выжить, школа должна принять на себя новые обязанности и новую ответственность

Клуб, детсад и школа в одном лице. Юридическом
В серпуховском селе Турове такая модель оказалась самым эффективным способом поддержать образование и культуру

Большинство родителей в Серпуховском районе Московской области хотели бы, чтобы их дети получили как минимум полное школьное образование. У 11% этих родителей – высшее образование, у 42% – среднее специальное. В 2002 году половина школьников района участвовали в областных олимпиадах, в 2005 году – уже 82%. Родители понимают ценность образования и хотят видеть своих детей студентами вузов. Как предоставить сельским ребятам доступное и качественное образование? Это обсуждалось на семинаре Академии социального управления, который состоялся в Серпуховском районе.

– Видите здание? Это новая школа. В Московской области вы больше такого не встретите, – говорит Игорь Заборский, заместитель начальника управления образования Серпуховского района. – На реконструкцию этого здания администрация области выделила 7 миллионов рублей. Губернатор сам написал на смете: «Святое дело!»
…Площадь Серпуховского района – шестьдесят на сорок километров. Сто сорок сел и деревень. Два поселка городского типа. Население – тридцать четыре тысячи четыреста человек. Сельское хозяйство разрушено. Половина взрослого населения работают за пределами района, чтобы прокормить семьи. В таких условиях люди не решаются заводить детей. Так, по всей Московской области за последние годы число учеников в школах уменьшилось на двадцать тысяч.
Отменную рождаемость в Серпуховском районе демонстрируют только обитатели Приокско-террасного биосферного заповедника. В 2005 году зубры, завезенные сюда 60 лет назад, принесли рекордное число зубрят. Сотрудники заповедника опасаются, что огромным зверям скоро станет тесно на ограниченной территории. Чтобы прокормить зубров, их предлагают взять на содержание. Платите 40 тысяч рублей в год – и зубр ваш. На ограду повесят табличку, что кормите его вы.
Поголовье местных бобров тоже увеличивается. Весной эти животные в считанные дни соорудили мощную плотину: поднявшаяся вода хлынула на Туровскую дорогу. Добровольцы разбирали бобровую плотину несколько дней. Мокрые водители орали на сотрудников заповедника и грозили поотрывать хвосты злоумышленникам.
– Больше таких инцидентов не было, – признает Игорь Заборский. – Дороги у нас в районе неплохие. Школьный автобус, по моим подсчетам, вполне может три года по ним проездить.
Автобус, в котором мы едем, совсем новый: недавно подарен учащимся Серпуховского района губернатором. Об этом свидетельствуют: трехцветный флаг в кабине водителя и дарственная надпись на боку. Правда, доверия отечественная модель не вызывает: мотор хрипит, кашляет и, кажется, вот-вот начнет чихать.
– Даже если со школьным автобусом что-что случится в дороге – не страшно, – успокаивает Заборский. – Мы всегда сориентируемся, сможем выслать за школьниками «газель». Впрочем, ничего подобного у нас до сих пор не случалось.
– Посмотрите налево – памятник Дмитрию Донскому, посмотрите направо – лиса бежит, – комментируют дорогу местные жители. – Посмотрите назад – вилла. Посмотрите вперед – школа.
Все дожившие до наших дней достопримечательности села Турова укладываются в это краткое описание.
Впервые Турово помянули в княжеских грамотах начала XIII века. В 1380 году ополчение Дмитрия Донского переправилось через Оку возле села Турова и направилось к Дону, где на Куликовом поле разгромило хана Мамая. С середины XV века здешними местами владел старинный дворянский род Писаревых. С 1777 года Турово стало волостным селом Серпуховского уезда.
25 августа 1980 года, в 600-летний юбилей перехода реки Оки войском Дмитрия Донского, в Турове был воздвигнут памятник.
В 2004 году жители отпраздновали 750-летие села.
Это, пожалуй, все исторические события за последнюю четверть века.
Теперь в Туровском округе насчитывается 406 пенсионеров и 330 детей до 18 лет. По статистике, должно иметься еще пять сотен взрослых, но их в историческом месте не наблюдается. Все совершеннолетние зарабатывают на жизнь – кто в Пущине, кто в Серпухове, кто в Москве. На малую родину наведываются лишь эпизодически.
Сельский пейзаж старинного русского села как-то незаметно превратился в индустриальный. Главное украшение пришкольной территории – изогнутые под разными углами, сверкающие серебряной фольгой трубы. Тянутся они едва ли не за горизонт.
– Это не очень красиво, – нехотя соглашаются ответственные лица, – для эстетики надо было бы их закопать. Но зато надежно и дешево!
Трубы ведут к новой котельной. Она – гордость села Турова.
– Красивые цветы? Еще три года назад вы бы в классе их не увидели, – сообщают учителя Туровской средней школы, отпирая кабинет географии. – Раньше мы с наступлением зимы уносили все цветы домой. Они могли умереть здесь от холода. В школьные кабинеты ставили электрообогреватели. Не помогало: температура в коридорах школы все равно была ноль градусов.
Мощная котельная теперь качает тепло и в детский сад, расположенный недалеко от школы.
– Посмотрите, что здесь было три года назад, – предлагают сотрудники детсада, открывая одно из запертых помещений.
– Здесь все помещения были такими, – подтверждает начальник управления развития образования минобразования Московской области Владимир Чайковский. – Эту комнату еще не успели отремонтировать. Здесь скоро будет второй физкультурный зал для малышей.
Интерьер этой части детсада подтверждает: пять–десять зим эти стены и вправду не знали, что такое отопление.
С потолка меланхолично осыпается штукатурка.
Воспитатели запирают комнату на ключ, чтобы дети не забрели.
– Эту новую котельную мы смогли запустить за три года, – с удовольствием сообщил директор Туровской средней школы Иван Бульбас.
Иван Бульбас – учитель математики. Он много лет проработал в Казахстане, в 2001 году переехал с семьей в Московскую область. В это время эксперимент по реструктуризации сельских школ в Московской области только начинался.
– Конечно, тут был и личный интерес, – признается Иван Владимирович. – Хотелось заняться интересной работой, хотелось обеспечить работой своих ближних.
Его сын Владимир закончил аспирантуру в Москве, преподает в Туровской школе информатику, жена учит туровских ребятишек химии.
– Даже если бы в России не проводился эксперимент по реструктуризации, – убежден директор школы, – мы все равно с помощью местной администрации создали бы на базе этой школы сельский социокультурный комплекс.
Село Турово вовсе не ушло в дрейф за пределы новейшей истории.
Кое-что здесь происходит.
– Мы искали территорию для проведения эксперимента, – объясняет Николай Михайлин, курирующий в администрации Серпуховского района социальные вопросы. – Хотелось создать социокультурный комплекс там, где не хватало культурных учреждений. В Турове не было своего клуба. Его функции взяла на себя школа.
5 августа 2002 года начальник управления образования Серпуховского района подписал приказ:
«Создать в порядке эксперимента на базе Туровской средней общеобразовательной школы сельский социокультурный комплекс. С этой целью:
…открыть на базе Туровской школы отделение дошкольного образования путем присоединения Туровского детского сада с принятием прав, обязанностей и имущественных последствий последнего по передаточному акту.
...Директору Туровской средней общеобразовательной школы внести необходимые дополнения и изменения в учредительные документы учреждения и пройти государственную регистрацию юридического лица в установленном действующим законодательством порядке.
2. Специалистам управления образования, учебно-методического центра, центра внешкольной работы, районного логопедического центра оказать содействие администрации Туровской школы в разработке необходимых документов и локальных актов».
Ничего подобного ни село, ни область прежде не видели.
Школа в Турове осталась по виду школой: теперь она выглядит холеной, начищенной до блеска, хорошо отопленной. Одним словом, благополучной.
При этом ее сущность поменялась.
С 2002 года она стала детским садом, спорткомплексом, сельским клубом, библиотекой (почти семь тысяч книг школьной плюс восемь тысяч книг сельской библиотеки) в одном юридическом лице.
Это тоже называется реструктуризацией.
Главный плюс этой реструктуризации: такую школу никто и никогда не сможет закрыть, даже если в ней останется несколько детей. Второй плюс – никто не сможет упразднить в селе ставку библиотекаря, руководителя сельского клуба и спортинструктора. Для этого пришлось бы закрыть школу (см. выше). Метафора, что сельская школа – очаг культуры, перестает быть метафорой. У нее появляется конкретное содержание в виде штатных единиц.
Участники эксперимента не сомневались – у нового социокультурного комплекса должно быть крепкое ядро. Сельская школа, как бы плохо ей ни было, еще сохранила уверенность в будущем. Конституция России гарантирует всем детям получение образования. Конституционные гарантии на приобщение граждан к культуре куда более расплывчаты.
Если вышестоящая власть захочет, она способна закрыть, перепрофилировать, распотрошить и в конце концов утопить любое учреждение культуры на селе. Сельская школа – иное дело. Она – потрепанный бурями, но непотопляемый корабль, который способен принять на борт многих пассажиров.
Как бы плохо ни финансировалась сельская школа, она получает в 10 раз больше средств, чем сельская библиотека (которой положено 213 тысяч рублей в год) или сельский дом культуры (317 тысяч рублей прожиточного минимума ежегодно).
– Закрыть школу в селе невозможно, – уверен Игорь Заборский. – Для этого надо манипулировать решением сельского схода. А на то, чтобы закрыть сельский клуб, требуется полчаса. Бумага подписана – закрытие клуба гарантировано!
Штатное расписание Туровской школы выглядит так:
Директор школы (он же директор социокультурного комплекса), замдиректора по учебной работе, замдиректора по учебно-воспитательной работе, замдиректора по воспитательной работе (бывший детсад), замдиректора по культуре (бывший клуб), педагог-психолог, педагог-организатор, медсестра, воспитатель, музыкальный руководитель (школа–детсад), инструктор по спортивной работе (бывший комитет по физкультуре и спорту), завбиблиотекой (бывшая сельская библиотека), библиотекарь первой категории, водитель и т.п. Большинство технических работников обслуживают также Туровский детский садик.
...Туровская школа сегодня работает пять дней для детей, два дня – для взрослых. Преимущества нового статуса делятся на кадровые и финансовые. Кадровые: прежде в школу не могли найти учителя физкультуры. Теперь к услугам детей и взрослых спортинструктор района. В прошлом году команда Туровской школы даже заняла второе место на спортивных молодежных играх Серпуховского района.
Финансовое преимущество – у нового социокультурного комплекса появились деньги. Смехотворно маленькие средства, которые направлялись на развитие культуры и спорта в районе, оказались не такими уж маленькими, когда стали накапливаться на одном счете.
«Мы приобрели оборудование и инвентарь на сумму более одного миллиона рублей», – похвастался директор Иван Бульбас.
Приносит ли трудности новый статус? У руководителей социокультурного комплекса прибавилось работы. Пока им за эту дополнительную работу не платят. Идет эксперимент, и никто еще не знает, как за нее платить.
– Новое название не меняет организационно-правового статуса, – считает ректор Академии социального управления Марк Мусарский. – Школа была образовательным учреждением и осталась им: расширилось только ее поле деятельности. Конечно, за то, что учителя социокультурного комплекса делают дополнительную работу, лучше доплачивать. С этим никто не спорит. Но пока это невозможно.
Педагоги знают, что невозможно. Для них главное – школа отоплена, укомплектована, хорошо оборудована.
В общем, у школы все замечательно. За исключением одного. Как будет дальше жить Туровский социокультурный комплекс, остается загадкой. С введением в действие 131-го закона образование будет финансироваться из бюджета района, спорт и культура – из бюджета поселений. Успешная модель интегрированного социального учреждения, которая только-только заработала, с 1 января 2006 года грозит распасться.
– Наш комплекс не вписывается в правовое поле. И мы прекрасно это знаем, – признает директор Туровской школы. – Прежде мне приходилось заниматься вопросами, не входящими в мою компетенцию. Я директор школы. Каждую неделю я начинал со звонка начальнику управления культуры: интересовался, какие мероприятия проводит на этой неделе районное управление культуры. Потом звонил председателю комитета по делам молодежи и спорта. Теперь наше взаимодействие еще более усложнится. Понадобится целый координирующий центр, чтобы наладить эту работу. Но самое главное: средства, которые школа из своего бюджета направит на культуру или на спорт, будут считаться нецелево израсходованными!
Как спасти эксперимент, который успешно начался в старинном русском селе Турове? Туры в его окрестностях давно вымерли. Но культурные традиции в селе еще существуют. Будет плохо, если вместе с разграничением полномочий похоронят и их.
– Мы сделаем все возможное, чтобы поддержать Туровский социокультурный комплекс на уровне района, – обещает Николай Михайлин, заместитель главы администрации Серпуховского района по социальным вопросам.
Удастся ли?

Светлана КИРИЛЛОВА


СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ КОМПЛЕКС: ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ

– Туровский сельский социокультурный комплекс создан с целью сохранения существующей на территории Туровского сельского округа социальной среды, более эффективного использования бюджетных средств, выделяемых на ее содержание, создания условий для преемственности и непрерывности образовательного процесса и в конечном итоге повышения качества и прочности знаний учащихся.
– Его деятельность охватывает не только сферу учебного и свободного времени учащихся в школе и по месту жительства, но и организацию и творческую активность взрослого населения, его участия в развитии культуры, художественной самодеятельности и спорта, другие виды деятельности с учетом возрастных особенностей, личных интересов, уровня знаний и опыта.
– Правовой основой для создания социокультурного комплекса служат ст. 6 и ст. 30 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
– Общее руководство осуществляет выборный орган – Совет, который избирается на конференции в составе 9 человек сроком на 2 года.
– Непосредственное руководство сельским социокультурным комплексом осуществляет директор МОУ «Туровская средняя общеобразовательная школа», который назначается управлением образования администрации Серпуховского
района.
– Свою работу сельский социокультурный комплекс проводит по плану, который составляется на год на основании планов работы управления образования, культуры и отдела по физкультуре, спорту, туризму и делам молодежи администрации Серпуховского района и утверждается на заседании Совета комплекса.

Из Положения о Туровском
социокультурном комплексе


КАК СПАСТИ ЭКСПЕРИМЕНТ В ТУРОВЕ?

Необходима нормативно-правовая база, отдельный федеральный закон,
считает Татьяна Абанкина, директор Центра прикладных экономических исследований и разработок ГУ-ВШЭ

– Сегодня многое зависит от доброй воли руководителей местного образования. Чтобы обеспечить поддержку новых начинаний, надо переходить на следующий этап: обеспечить интегрированное социальное учреждение нормативно-правовой базой. Поэтому мы вместе с Комитетом по образованию и науки Госдумы будем работать над тем, чтобы дать возможность всем сельским школам стать интегрированными социальными учреждениями. Заместитель директора Департамента государственной политики в образовании Игорь Реморенко настроен еще до сентября 2006 года подготовить постановление правительства об отработке новых технологий интегрирования и кооперирования организаций социальной сферы. Мы хотели бы внести поправку в 131-й закон, а именно: «деятельность интегрированного социального учреждения регулируется отдельным законом».

Нужно расширить функции общеобразовательного учреждения в Типовом положении,
предлагает Владимир Чайковский, начальник управления развития образования минобразования Московской области

– Определенные шаги можно осуществить на уровне области. У нас завершается программа «Развитие образования в Московской области в 2001–2005 годах». В ее рамках на нужды сельских школ было направлено свыше 50 миллионов рублей. Сегодня разрабатывается новая программа развития образования Московской области на 2006–2010 годы. Основное внимание в ней будет уделено сельской школе. Поэтому пример Туровского социокультурного комплекса для нас очень важен. Я предлагаю следующий вариант: внести положение о расширении функций образовательного учреждения в типовое Положение об образовательном учреждении, которое утверждается постановлением правительства. Это поможет нам на первых порах, еще до того, как будут внесены изменения в законы.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru