Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №80/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело


КРУГ ВОПРОСОВ 

Людмила РЫБИНА

Школа обычная или специальная

Ребенок с особыми потребностями имеет право учиться в любой из них.
Но в реальной жизни он этого права фактически лишен

В Москве прошла Неделя инклюзивного образования, которая закончилась международной конференцией «Развитие инклюзивных школ в России».

Термин «инклюзивное образование» в России пока не прижился.
– Это, наверно, всеобъ-
емлющее образование? – недоумевают одни.
– Инклюзивное – противоположное эксклюзивному? То есть не штучное, а обычное, массовое? – строят догадки другие.
– Никаких ассоциаций, – это последнее мнение принадлежит кандидату педагогических наук.
Это непонимание неудивительно. У нас совсем недавно таблички «Школа для детей с умственными и физическими недостатками» сначала сменили на другие – «Школа для детей с ограниченными возможностями», а потом вывески сделали более щадящими: «Школа для детей с особыми потребностями».
«Ограниченные возможности» – оскорбительно, «особые потребности» – а разве не у всех детей они особые? Как ни скажи, все неточно, язык сопротивляется. Та же история и с терминами – интегрированное образование, инклюзивное образование. Отношение к инвалидам в нашем обществе если не изменилось, то меняется на глазах. Все больше школ принимают особых детей. Но еще не наступило то время, когда этим школам не понадобится какое-то особое название. Ведь это нормальные, обычные школы, соблюдающие Конституцию и Закон «Об образовании», которые декларируют равное право на образование для всех и право родителей на выбор формы обучения.

Во всем мире родители и педагоги обсуждают, как учить вместе разных детей. Правда, за рубежом начали заниматься этой проблемой гораздо раньше.
На встрече с учителями в 142-й московской школе мама ребенка-инвалида из американского штата Нью-Мексико рассказывала, как тридцать лет назад она пробивалась через множество препятствий, чтобы ее сын Ник учился в общеобразовательной школе вместе с другими детьми города, вместе со своими братьями и сестрами. Школа была в городе единственная; альтернатива – отправить мальчика в интернат или не учить вовсе.
Прямо наша нынешняя ситуация: например, в Магадане нет школы для глухих и слабослышащих детей. Их увозят в Хабаровск, в интернат, отрывая от семьи. Дорогу оплачивают только в летние каникулы, и если у семьи нет средств, то на зимние каникулы дети остаются в интернате.
…В США закон об инклюзивном образовании принят 30 лет назад. За эти годы все уже привыкли, что разные дети могут учиться вместе. Решены проблемы организации обучения: например, ребенок с тяжелыми нарушениями здоровья получает помощника, который сопровождает его по школе. А в Дании подобный закон действует еще с 1817 года!
Нам догонять и догонять. Но другого выхода нет: эксперты из пятнадцати стран мира, участвовавшие в мероприятиях Недели инклюзивного образования, констатируют: инвалиды, обучавшиеся в закрытых учебных заведениях, не могут потом приспособиться к жизни в обществе.
Олег Смолин, депутат Думы, знает о системе специального образования не только как заместитель председателя Комитета по образованию и науке. Он, слепой от рождения, закончил специальную школу, а потом с отличием исторический факультет Омского
пединститута. Четверо из девяти его одноклассников тоже окончили вузы.
– Сегрегация, специальное образование дают хороший уровень знаний, но интеграция в общество после такой школы сложна, – сказал Олег Смолин. – Американско-скандинавская модель инклюзивного обучения дает более мягкую интеграцию, облегчает выход в мир после школы. А нам сейчас хорошо бы объединить достоинства того и другого подхода.
У нас в стране 650 тысяч детей имеют инвалидность. 170 тысяч из них вообще нигде не учатся – ни в обычной школе, ни в специальной, ни на дому.
Сегодня учреждения специального образования всех восьми видов есть далеко не во всех субъектах РФ. Заместитель директора Департамента по молодежной политике Министерства образования и науки Игорь Беляк рассказал, что специальные школы укомплектованы профессиональными специалистами лишь на 10%. И на большее рассчитывать не приходится: все вузы и училища страны, готовящие дефектологов, выпускают в год 5 тысяч человек. Так что надеяться можно только на обычного педагога, который возьмется учить особых детей.

В международных документах записано право детей на обучение в общеобразовательных школах, несмотря на их физические, интеллектуальные и иные особенности.
Регина Лабинене, глава департамента образования и науки министерства образования Литвы, поделилась с российскими коллегами опытом своей страны. Литва начала интегрированное обучение еще 15 лет назад. Число детей в специальных школах уменьшилось вдвое, сейчас их меньше пяти тысяч. Казалось бы, о чем говорить, но для небольшой страны важны не абсолютные цифры, а процент детей, которые имеют возможность учиться вместе со здоровыми сверстниками.
А в Индии некоторые граждане возражают против совместного обучения: дескать, в стране огромное число здоровых детей, которые вообще не получают образования. Мату Алур, председатель ресурсного центра инклюзивного образования Индии, много лет назад сама столкнулась с этой проблемой как мать ребенка с ДЦП. Добившись, чтобы ее дочь училась в общеобразовательной школе, Мату Алур продолжила заниматься проблемами развития инклюзивного образования.
О необходимости совместить достижения нашего специального образования с реализацией права родителей выбирать форму образования для своих детей говорил вслед за Смолиным и Николай Малофеев, директор Института коррекционной педагогики РАО. Западные эксперты не раз переспрашивали: почему вы так держитесь за свою систему специального образования, почему вы не хотите от нее отказаться в пользу инклюзивного образования?

Одно из объяснений этому дала Марина Семинович, директор центра психологической и педагогической реабилитации «Тверской».
– Наша общеобразовательная школа сильно отличается от европейской и американской. Когда два года назад, готовясь принять детей-инвалидов, директор 142-й московской школы съездила в Европу для знакомства с опытом организации инклюзивного образования в начальной школе, главным ее впечатлением было – это не школа. Дети свободно располагались на ковре. Кто сидит, а кто просто лежит. Инвалидов среди такой живописной группы не сразу и заметишь. Мы не привыкли к такой атмосфере. Но, может быть, если начать работу по включению инвалидов в общее образование, то постепенно окажется, что более свободная атмосфера на пользу и здоровым детям?
Второе объяснение, почему мы не должны полностью отказываться от специального образования, привел Николай Малофеев. Он продемонстрировал небольшой фильм о пресс-конференции, которую вели две девушки: одна – студентка юридического института, другая – психологического факультета МГУ. Обе – глухие от рождения. Оказывается, если обучение начать рано, то 25% глухих от рождения детей можно обучить говорить, они смогут общаться с людьми, которым незнаком язык жестов. Но помочь может только квалифицированный специалист. На Западе же при инклюзивном образовании глухих для них второй педагог просто переводит слова учителя на язык жестов. Да, ребенок в общем классе, но общаться со всеми он не может без переводчика. Работать среди слышащих он тоже не сможет. К этому и не стремятся. Все права человека соблюдены, пособие – достаточное для жизни. Вот и получается, что наше сегрегированное образование иногда лучше инклюзивного. Со многими оговорками: там, где оно доступно территориально, там, где есть квалифицированные специалисты, где оно бесплатно для родителей. Общеобразовательные школы, которые возьмутся за обучение инвалидов, вряд ли получат новых специалистов – коррекционных педагогов, психологов, психоневрологов, врачей, воспитателей, – новые штатные расписания и нормативы. Если переход к инклюзивному образованию превратится в кампанию, исчезнет просто большой пласт бесплатного образования. Помогут ли пандусы, без которых теперь не должна сдаваться ни одна новая школа?
Вот почему наши специалисты, говоря «да» инклюзивному образованию как альтернативе, как праву родителей выбирать общую или специальную школу, не хотят пока расставаться и с системой специального образования.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru