Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №77/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ПЕРЕД ВЫБОРОМ

Может ли современная старшая школа быть построена на основе индивидуальных учебных планов либо индивидуальных образовательных программ? Или это просто очередной управленческий лозунг?
Широкомасштабный министерский эксперимент по введению профильного обучения скорее дискредитировал идею, чем позволил ее осуществить. Когда учебные планы и программы внедряются в школьную практику «по велению сверху», содержание зачастую теряется в тумане общих слов.
К счастью, совсем иначе обстоит дело в инновационной практике, которая возникает как инициатива снизу. Именно в этой практике и формируются реальные модели новой старшей школы.
А можно ли, соединив различный опыт, выработать целостную концепцию старшей школы, отвечающую на запросы сегодняшнего дня?

2.jpg (15707 bytes)

Проектируем старшую школу!
На семинаре в Ижевске собрались теоретики и практики инновационного образования

Семинар был организован по инициативе ряда школ. «После нескольких встреч на различных педагогических форумах, – рассказывает председатель Новосибирской городской общественной организации Центр развивающего обучения “Умка” Анна Любченко, – у нас возникло четкое понимание: в каждой инновационной школе есть свои задумки, как выстроить старшую ступень. И родилась идея: как было бы здорово, если бы удалось объединить их в целостную модель старшей школы!»
Но будет ли нужна эта «целостная модель» кому-то, кроме самих разработчиков? Как найти тех, кто будет готов вложиться в ее реализацию?

В поисках заказчика

Казалось бы, первый и очевидный возможный заказчик – государство. Ведь старшая школа превращается сегодня в совершенно неэффективный, если не сказать бесполезный институт.
В некоторых городах около половины старшеклассников уходят в экстернат; репетиторство распространено повсеместно. При этом сегодняшняя старшая школа не помогает ребятам в решении задач жизненного самоопределения: они, как правило, плохо представляют, в какой области деятельности хотели бы себя реализовать. А преподаватели вузов сетуют: вчерашние школьники оказываются не готовы к обучению в новой форме. При этом во всех общественных сферах ощущается дефицит специалистов, способных порождать новые идеи и доводить их до реализации. В общем, проблем множество. Но государство никак не сформулирует, какого же результата оно ожидает от школы. И готово ли выступать в качестве заказчика предлагаемых школами проектных разработок?
Научный директор Школы гуманитарного образования Александр Попов, автор интереснейшего доклада о рынке образовательных программ, достаточно жестко подчеркнул: «Сегодня нельзя ориентироваться на так называемый государственный заказ. И история с тендером на старшую профильную школу, который якобы выиграла РАО, этому яркое подтверждение. Поэтому надо двигаться самим».
Но если не государство, то кто может стать заказчиком разрабатываемой по инициативе школ модели?
Научный директор Центра образовательных технологий Татьяна Ковалева предложила три возможных варианта: «Мы можем сделать модель школы, которая приоритетна для государства, можем поставить на коммерческие корпорации, которые заказывают «школы под ключ», и, наконец, можно разработать модель с ориентацией на чисто научный рынок».
Директор ижевского гуманитарного лицея Михаил Черемных высказался за компромисс: «Хотелось бы создать такую модель старшей школы, которая устроит и государство и бизнес-структуры».
В конце концов все участники согласились с позицией менеджера проектов по развитию из автономной некоммерческой организации «Образовательный форум» Елены Моргорской: «Это миф, что заказ возникает прежде предложения. Сначала появляется оформленное предложение (или несколько предложений), а затем под него находится заказчик».

Научиться решать задачи

И хотя на семинаре присутствовали в основном представители «мыследеятельностной педагогики» и системы развивающего обучения Эльконина–Давыдова, представленной палитры мнений оказалось более чем достаточно для дискуссий по самым разным вопросам. И за этими дискуссиями постепенно выстраивался образ современной старшей школы.
Например, в качестве основной цели образования в старшей школе была предложена концепция выпускника, «умеющего решать задачи в самом широком смысле слова». Поясняя эту мысль, научный руководитель гимназии № 42, г. Кемерово, Вячеслав Лозинг заметил: «Поступить в институт – это решить задачу, жениться – решить задачу. Фактически на любом производстве, в любой фирме работники не делают ничего, кроме того, что решают задачи!»
При этом выпускники школы должны уметь решать задачи индивидуально и в команде, решать задачи нетворческие и творческие (последние – это те, которые не имеют способа решения или способ решения которых неизвестен).
«Задачу невозможно решить без определенного набора способностей, – продолжил свои размышления Вячеслав Лозинг. – Надо уметь поставить цель, сформулировать замысел, а на его основе построить план действий и действовать в соответствии с ним. Необходима также способность понимания. А в большинстве школ, как правило, обучение строится на узнавании: ученики узнают в учебных текстах то, что они уже знают».
Хорошо, конечно, детям Кемеровской гимназии, где развитие «задачных» способностей является ведущей целью с первого класса: сначала они решают чисто учебные задачи, затем – социально-практические (в рамках школы и ее ближайшего окружения), а уже в старших классах учатся работать с проектными задачами в самых разных областях – политической, управленческой, правовой. А что будет, если попытаться организовать подобную деятельность в старших классах обычной школы? Большинству ребят будет очень сложно включиться в нее. А это значит, что старшая школа должна реализовывать свое предназначение на конкурсной основе. И через механизм конкурсного отбора, считает Михаил Черемных, влиять на пересмотр целей и содержания образования в начальном и среднем звене.

Пробы и перспективы

Образование на старшей ступени эффективно тогда, когда оно строится на основе желаний, потребностей, интересов ученика. Но чтобы юноша мог определиться в собственных образовательных потребностях, ему нужно предоставить широкое поле всевозможных проб и выборов. А поскольку сама школа это сделать не в состоянии, значительная часть образования старшеклассника должна реализовываться не в школе, а в других образовательных центрах: в учреждениях дополнительного образования, в профессиональных практиках на предприятиях и фирмах, в системе дистанционного обучения и т.д. Ну а помочь ученику в простраивании его индивидуального образовательного маршрута должен тьютор – специально подготовленный педагог, хорошо представляющий себе спектр образовательных ресурсов региона.
Еще один ресурс увеличения возможностей выбора и проб – сетевое образование, когда начинают взаимодействовать образовательные ресурсы разных учебных заведений. Скажем, ребята из школ Новосибирска, Томска, Красноярска, Междуреченска и других городов ездят друг к другу на олимпиады, молодежные ассамблеи, фестивали… Что это дает? За счет привлечения дополнительных ресурсов расширяется спектр выбора: другие учителя, другой город, другой менталитет. При этом ребята становятся более мобильными и свободными: знакомятся друг с другом, начинают переписываться, ездить в гости…
Впрочем, на практике такой подход к образованию старшеклассников связан и с определенными рисками. Один из главных состоит в преувеличении способности шестнадцати-семнадцатилетнего человека осознанно простраивать свой образовательный маршрут, трезво оценивая свои возможности и жизненные перспективы...

Что в итоге?

Следует ли вести речь об одной или нескольких моделях старшей школы для РФ? Большинство участников склонились ко второй позиции: модели старшей школы должны быть разными. Но все они должны быть убедительными для заказчика.
А вот с этим возникли проблемы.
На встрече участников семинара с представителями органов городского управления, общественных организаций и коммерческих структур выяснилось, что разработчики и потенциальные заказчики пока что плохо понимают друг друга. Например, бизнесмены были готовы говорить об экономических вопросах построения старшей школы, а вот вникнуть в ее содержательные аспекты у них не получалось. Характерное замечание: «У этой модели нет глобальной цели, подобной удвоению ВВП или вступлению в ВТО!» В свою очередь у педагогов оказалась совершенно не просчитанной финансовая часть…
Стало понятно, что мало разрабатывать модель, – неплохо бы подумать над задачей ее продвижения на рынке, предъявления заказчику и обоснования конкурентных преимуществ. Нужен механизм, который связал бы продукт и интересы заказчика.
Вывод, к которому пришли участники семинара: результатом моделирования должен стать пакет документов, включающий в себя не только концепцию старшей школы, но также и бизнес-план ее построения, бюджет, нормативно-правовую базу, систему оплаты труда, систему подготовки кадров и многое другое…
«Это и есть то, что называется «школа под ключ» – полный пакет документов, модель которых может быть реализована любым заказчиком, будь то руководитель финансовой корпорации, губернатор региона или министерство Российской Федерации», – подвел итог Михаил Черемных.
На семинаре было принято решение начать работу по наполнению этого портфеля и уже к концу ноября сделать черновые варианты основных документов для обсуждения их на следующей встрече, которую намечено провести в Москве. А для практической апробации модели участники семинара решили создать сетевую образовательную организацию, объединяющую все заинтересованные в этом школы.

Анатолий ВИТКОВСКИЙ


Цели – другие, учителя – те же

Cтаршая школа – это место юношеской жизни, место реальной и ответственной встречи взрослой жизни с юностью, встречи их взаимных притязаний.
Ключевой вопрос старшей школы: какой учитель адекватен этой возрастной группе и тем задачам, которые ставит перед ней общество и государство? Я вижу серьезную проблему в том, что в школе по-прежнему работает школьный учитель-предметник, то есть тот, кто пытается удержать ученика у учебного предмета.
Давайте поговорим (хотя бы поговорим) о том, что должен уметь современный учитель в старшей школе кроме того, чтобы подготовить к ЕГЭ? Каким он должен обладать реальным статусом? Как он должен быть организован, ассоциирован? Чем должен отличаться от утомившей учащегося школьной «училки»?
В массе своей старшая школа именно по этому фактору неадекватна, а уже как производное – по своему устройству и материалу. Ведь тот, кто преподает, тот и делает ее под себя.

Борис Хасан,
директор Института психологии и педагогики развития Красноярск

Есть более важные заботы

Конечно, систему образования необходимо менять, но сделать это не позволяет материально-техническая база.
Для большинства школ сегодня задачи профилизации не являются актуальными. Директоров волнуют другие проблемы. Как сохранить кадры? Где найти средства на обеспечение учебного процесса самыми элементарными вещами? Как помочь детям из неблагополучных семей? Сегодня мы берем в старшие классы всех детей – лишь бы было заявление родителей. Многие ребята не хотят либо не способны учиться в старшей школе.
О каком обучении по индивидуальным учебным планам, а тем более по индивидуальным образовательным программам можно говорить?

Виктория Букей,
директор школы Ростов-на-Дону

Нужен образовательный консалтинг

Построение школьных организационно-образовательных систем (моделей) – чрезвычайно непростой труд даже в рамках отдельно взятой школы. В таком деле нужен взгляд и участие со стороны, особенно это касается процессов концептуализации и организационного развития, а также обобщений и специальных исследований.
Для успешного решения такого рода задач необходимо развитие консалтинговых организаций различных уровней, имеющих единый общественный центр.

Владимир Карпов,
доктор философских наук, профессор

Способности все еще не востребованы

В нынешней ситуации не приходится говорить о том, чтобы массовая школа начала учить детей ставить жизненные цели. Учителя не видят смысла даже в профориентации и нацелены, как правило, на подготовку к ЕГЭ. Ведь сегодня для родителей и детей самое главное – поступить в вуз.
А развитие подростков для большинства родителей не является приоритетной задачей. И это во многом обусловлено социальной ситуацией. Работодателей при приеме на работу не слишком интересуют личностные качества претендента. Ребят часто используют некоторое время (скажем, в течение испытательного срока), а потом выбрасывают на улицу... А кроме того, молодые люди, как правило, трудоустраиваются через родственные связи или через знакомых.

Ирина Черкашина,
координатор Ассоциации творческих педагогических мастерских юга России


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru