ТЕОРЕМА СОЦИУМА
На пороге третьей цивилизации
Первая, традиционная, цивилизация
практически не сохранилась на планете; вторая,
техногенная, становится все опаснее. Или
человечество войдет в новую цивилизацию, или
погибнет, утверждает директор Института
философии РАН академик Вячеслав СТЕПИН в беседе
с нашим корреспондентом.
Вершина техногенной цивилизации,
сменившей в свое время цивилизацию традиционную,
– общество потребления. И как ни странно, но
одним из вариантов его построения был коммунизм
с его главным лозунгом: «Каждому по
потребностям». Однако вариант оказался
неудачным, зато у наших оппонентов все, кажется,
получилось – вот они теперь и расплачиваются...
Давно говорят об экологическом кризисе, но
сейчас назревает другой кризис –
антропологический: чем грязнее среда, тем больше
мутаций. Начинаются эксперименты над живой
клеткой, которая тысячелетиями формировалась в
естественных условиях. Цели самые благие:
избавить людей от наследственных болезней. Но
дальше начинаются соблазны.
Достижения в спорте сегодня без допинга
невозможны, это все знают, и вопрос только в том,
поймают на этом или нет. Есть среди прочих
кровяной допинг: часть собственной крови
консервируют, а перед стартом впрыскивают –
число кровяных шариков растет, кислородное
питание растет, силы удваиваются. А если вам
удастся воздействием на генном уровне вырастить
человека, у которого от рождения число кровяных
шариков увеличено, – пожалуйста, у вас готовый
чемпион. Дальше – стимуляция умственных
способностей. Потом, глядишь, появятся
врожденные пожарные и врожденные шоферы – как в
муравейнике.
Если вовремя не остановимся, возможны самые
катастрофические сценарии.
– Но вовремя остановиться ни разу не
удавалось, договориться, например, о каких-то
разумных мерах, чтобы остановить угрозу, даже
вполне очевидную. Приходили варвары, все
разрушали – и все начиналось заново на пустом
месте.
– Неправда, не на пустом. Что такое Древний
Рим? Потребительское общество: «Хлеба и зрелищ!»
Завоевывали мир, свозили в Рим все, что могли,
кормили собственный плебс, который мог ничего не
делать… Не варвары погубили Рим, он сам сгнил
изнутри.
Но в недрах этой грандиозной культуры зародились
принципиально новые ценности и представления. С
окраин христианство распространялось на всю
империю, потом стало официальной религией. И на
обломках Рима возникла цивилизация, в которой
идеология скрепляла все страны, – не сила, не
армии, а идеология. Одна культура, один язык, одни
верования.
Как тогда, так и сейчас: никто не приносит извне
новые ценности, они появляются внутри самой
культуры.
– Какие же принципиально новые ценности
зарождаются в нашей техногенной цивилизации?
– Я следил за тем, как они складывались и
завоевывали позиции в науке. Для техногенной
цивилизации природа всего лишь резервуар для
развития. И основной пафос – преобразование
мира, контроль над природой.
Но «вдруг» обнаружилось, что мы живем в очень
сложной глобальной экосистеме, что природа –
живой организм и к ней надо относиться
соответственно. Древние китайцы считали, что,
если неправильно, без должного почтения и
терпения относиться к природе, она ответит
катастрофами. И тогда, говорили они, надо убирать
императора, потому что прежде всего он отвечает
за то, что отношения с природой складываются не
так, как надо.
Наука прогнозирует сложные самонастраивающиеся
системы, которые могут развиваться по разным
вариантам. Прогноз поведения такой системы не
может быть прямым, он всегда вероятностный –
«если… то…» – и по множеству параметров
одновременно. Силовое давление на такие системы
мало что дает – нужно точечное энергетическое
воздействие. Опять перекличка с восточными
воззрениями: не следует тянуть растения за
вершки, чтобы они скорее выросли, – просто
вырвешь их из земли. Терпение нужно.
Европейская культура ставила истину впереди
нравственности. Когда к Сократу обратились с
вопросом: «Как стать добродетельным?» – он
ответил: «Давай сначала поймем, что такое
добродетель, в чем она заключается». То есть
сначала поймем. На Востоке порядок ценностей
обратный: только нравственному человеку
открывается истина (дао): нравственность –
основа всего регулятивного механизма. И это тоже
прорастает в современной культуре: появились,
например, комитеты по этике, которые могут и
запретить исследования в той или иной области.
Этого никогда не было.
– Так что – назад, в будущее?
– Не совсем. Позади нет науки. В Китае науки
не было и не могло быть, мировоззренческие
универсалии были иначе организованы.
А я уверен, что наука в будущей третьей
цивилизации останется. Не такая, как сегодня, она,
конечно, изменится, но она будет.
Если само будущее состоится. Возможны ведь и
другие, совсем другие сценарии…
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|