Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №74/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ № 52 
НАШИ КОНСПЕКТЫ 

Введение в школе стандартизированных процедур по типу ЕГЭ заставляет учителей все больше работать на натаскивание в определенной предметной области. В то же время, понимая необходимость освоения новых технологий, ориентированных на личность ребенка, учителя делают попытки выйти за рамки знаниевой парадигмы обучения. Зачастую это «раздвоение личности» проявляется во всеядности по отношению к разного рода новациям: поспешному освоению самых разных программ, введению новых предметов, бессистемному реформированию актуальной практики, хаотичному экспериментированию.
Но ведь профессионал отличается прежде всего тем, что осознанно использует те или иные методы и инструменты, продумывает и может обосновать целесообразность каждого своего шага и решения. Поэтому школы, заинтересованные в высокопрофессиональных, думающих, свободных педагогах, стараются расширить традиционный список работы с учителями: педсовет, методическое объединение, предметные курсы повышения квалификации.
Помощь в совершенствовании педагогического мастерства в сегодняшнем понимании подразумевает не только и не столько освоение все большего набора методик. Помимо традиционных форм и структур параллельно им в школах разных регионов России возникают новые, предоставляющие учителям условия для анализа своих проблем, планирования работы, рефлексии результатов. Одна из них – проблемно-творческие группы учителей. Это объединение нескольких педагогов не по формальному признаку, а вокруг решения конкретной педагогической проблемы.
О сложностях и преимуществах этой структуры рассказывают ведущие семинара. Сегодня их двое, они даже живут и работают в разных регионах России – Белгороде и Ессентуках – и занимаются разными аспектами в работе проблемных педагогических групп. Поэтому мы имеем возможность узнать и мнение психолога, руководящего работой групп, и рекомендации участника группы.
Людмила ГУКАСОВА
г. Ессентуки

По собственному желанию

Методическую и педагогическую работу в школе можно сделать неформальной

В лицее № 6 г. Ессентуки творческие группы учителей работают уже несколько лет. Самые первые, с которых все начиналось, возникли, можно сказать, стихийно, естественно, без приказов сверху. А отправной точкой стала педагогическая проблема, которую, как многие проблемы в нашей жизни, удобнее и приятнее решать сообща с симпатичными и компетентными людьми.

Все знают, что приход ребенка в школу – это трудный процесс. Для того чтобы он прошел легче и быстрее, учителя начальных классов по собственной инициативе начали заниматься подготовкой дошкольников к школе: один учитель – летом в школе с детьми, не ходившими в детский сад, другой – на базе детского сада. Была разработана программа, подготовлен дидактический и наглядный материал. В процессе занятий у нескольких ребят возникли трудности. Учителя обратились за помощью к специалистам: психологу и логопеду. Работу группы координировал руководитель методического объединения учителей начальных классов. Группа увеличивалась в зависимости от возникавших задач, сфера ее деятельности расширялась и распространилась на всю начальную школу.
Педагоги исходили из того, что основное в работе с младшими школьниками – это развитие ребенка в соответствии с его интересами и возможностями. Поэтому в учебный план были введены различные факультативы, спецкурсы и кружки, которые вели учителя начальных классов и специалисты. То есть в группу снова влились новые педагоги. Постепенно учителя начальных классов стали изучать и использовать здоровьесберегающие и информационные технологии, личностно-ориентированное обучение. На этом этапе потребовалась уже более профессиональная и масштабная координация: организация семинаров, мастер-классов, обобщение опыта работы, курсы повышения квалификации, взаимопосещение уроков. Эту функцию взяла на себя администрация лицея.
Творческая группа включала в себя к тому времени всех учителей начальных классов, учителей информатики, социально-психологическую службу. Такая форма сотрудничества педагогов показалась перспективной и привлекательной и для остальных учителей лицея, стали создаваться другие проблемно-творческие группы, которые тоже работают над проблемой адаптации, но в нескольких разных направлениях: ранняя школьная пропедевтика; коррекционно-развивающая педагогика; личностно-ориентированная педагогика; здоровьесберегающие технологии; программа «Школа-2100»; информационные технологии.

Инициатива

Из общения с педагогами других школ я знаю, что есть разные пути формирования групп, например, административный. То есть администрация определяет тему, над которой будет работать группа, и назначает руководителя. А он уже в свою очередь набирает себе учителей. С большой долей вероятности можно сказать, что такая группа, может быть, и просуществует год или два, но будет малоэффективна. И результаты работы скорее всего будут только на бумаге: в отчетах и докладах. Наш путь был самостоятельным (стихийным). В этом случае группа рождается в тот момент, когда несколько педагогов школы начинают заниматься одной проблемой, у каждого возникают вопросы. В поисках ответов на них учителя объединяются.
Такая группа будет работать столько, на сколько хватит их энтузиазма и творческой энергии. А главным критерием оценки станет заинтересованность школы, коллег, учеников. Значит, особенно важна поддержка со стороны администрации. Группа не изолирована от всего остального педагогического коллектива: постоянно пополняется новыми педагогами, знакомит коллег со своими разработками.

От выбора темы зависит многое

Тема тоже может возникать из разных сфер педагогического общения и деятельности. Один из вариантов – будущие члены группы работают в одном методическом объединении над единой методической темой (в этом случае они скорее всего объединяются по инициативе администрации).
Другой путь – работа над одной проблемой (необязательно по одной учебной дисциплине). В такую группу в основном входят коллеги, которые поддерживают дружеские отношения, у них общие интересы и взгляды на проблему. Мне представляется, что она будет работать более эффективно, проявляя инициативу. Тут тема формулируется одновременно с организацией группы.
Может случиться и так, что группа формируется по взаимной симпатии и велению времени (например, для статуса, аттестации). В этом случае главной будет не проблема и пути ее решения, а то, что учителя вместе что-то делают. Эта группа, наверное, будет работать, но она будет больше проблемной, чем творческой.

Рождение группы

Думаю, во многих школах есть хотя бы по нескольку учителей, которые с удовольствием работали бы в проблемно-творческих группах. Им нужно только немного помочь. Не объявлять, что «с завтрашнего дня обязательно…», а создать условия.
Для того чтобы в школе складывались и успешно работали творческие группы, необходима заинтересованность и доброжелательное участие администрации, руководителей методических объединений, творчески работающих учителей, наставников молодых специалистов (молодые педагоги могут быть теми, кто приносит в школу информацию о новых подходах в педагогике и психологии), социально-психологической службы.
Директор и завучи, посещая уроки учителей, видят, какие формы, методы, подходы использует учитель для достижения поставленных целей на уроке, их эффективность. На заседаниях методических объединений руководители знакомят учителей с опытом работы коллег, подчеркивают находки и открытия каждого педагога.
Проводя аукцион педагогических идей с молодыми специалистами (они представляют только теоретический материал, ведь практики у них пока маловато), учителя отмечают для себя все интересное, что они хотели ли бы применить в своей работе, а может, уже применяют, но у них есть вопросы, на которые пока нет ответа. Вот тут возможно объединение опытных и молодых учителей, которые помогут друг другу в решении интересующих их вопросов. Так рождается творческая группа
(самостоятельно и стихийно и в то же время в результате планомерной работы).
Велика роль психологической службы школы. Без исследований и диагностики нельзя быть уверенным, что все члены группы будут действительно охотно работать в творческой группе; взаимно дополнять друг друга; понимать и принимать друг друга (это важно); не мешать друг другу.
Для выявления учителей, которые будут работать в творческих группах, можно использовать «Методику определения удовлетворенности профессиональной педагогической деятельностью» (О.А.Захарова). Обработка данных позволит определить круг учителей с высоким уровнем интереса к работе, удовлетворенности своими достижениями, профессиональной ответственности. Когда проведена предварительная работа, вся информация объединяется, обрабатывается и систематизируется. В результате набирается группа учителей, которые творчески работают, проявляя инициативу, постоянно пополняя свои знания (курсы, самообразование, обучение в вузе, дистанционное обучение), обладают коммуникативными свойствами, пользуются уважением среди коллег; испытывают желание делиться опытом работы, интересуются опытом других, с увлечением рассказывают о своих находках и их эффективности коллегам. Каждый из них может быть членом творческой группы. Кто-то – лидером группы исходя из формальных признаков (административная должность) или неформальных (личностные качества).
После того как определился состав групп, на первый план выходят темы, над которыми будет работать каждая группа. Это не самый трудный вопрос. Ведь педагоги уже практически определились с темой. У них есть единомышленники среди коллег в школе, которые менее инициативны и активны в силу своих психологических особенностей или жизненных ситуаций. Главное в этот момент выявить учителей, которые хотели бы работать в творческой группе, но не решаются (им кажется, что недостаточно опыта, знаний, иногда не хватает времени). С ними должны работать опытные педагоги, руководители творческих групп и психолог.

Поддержка

Фактически группа сформирована. Но она будет работать непродуктивно без поддержки со стороны администрации. На первый план выходит методическая служба. Для эффективной работы группы совсем не лишним будет удобный методический кабинет, оснащенный современной техникой, методическими пособиями, периодической печатью. В методическом кабинете должна быть подготовлена база данных на каждого учителя (опыт, инновационные разработки, отчеты по темам самообразования, курсы переподготовки), каталог статей в периодической печати, нормативных документов, информация о новых образовательных и педагогических технологиях. Методический кабинет – это центр, где собирается и работает творческая группа.
Не секрет, что для развития необходимо создать условия. Это относится и к работе творческих групп. Администрация должна всячески поддерживать инициативу группы, давать возможность выезда на курсовую переподготовку, семинары.
Порой приходится жертвовать расписанием для создания оптимальных условий работы группы. То есть администрация должна по возможности стимулировать членов группы материально и морально.
Творческая группа работает в соответствии с разработанным ею планом. Этот план желательно предварительно рассмотреть на методическом или научном совете, выделив приоритетные направления, важные для общеобразовательного учреждения. Тогда же группа определяет сроки, намечает перспективы развития.
Контроль за работой группы не обязателен. Ведь она формировалась по собственной инициативе. Лидер группы (руководитель) координирует и направляет работу. Он может входить в состав методического совета, где будет информировать членов совета о промежуточных этапах в работе группы. О результатах работы творческой группы можно судить по материалам научно-практических конференций, выступлений на педагогических советах, заседаний методических объединений, участию в школьных, городских, краевых и региональных конкурсах и фестивалях.


ВОПРОСЫ ПОСЛЕ СЕМИНАРА

– Каково оптимальное количество педагогов в группе?
– Для комфортной и эффективной работы в группе должно быть не меньше пяти участников. Троих или четверых, как показывает практика, недостаточно для подробного всестороннего обсуждения проблемы. Кроме того, в группе должны быть помимо учителей-практиков представители психологической службы (для некоторых исследований – медицинский работник) и кто-нибудь из администрации – для того, чтобы удерживать некий взгляд со стороны. Учителя ведь, увлекшись какой-то идеей, могут залезть в дебри, а работаем мы с детьми, и первый принцип должен быть «не навреди». Не должно быть в группе и больше десяти педагогов, в этом случае структура размывается, профессиональное общение становится неэффективным. Кстати, слишком большая группа все равно стихийно разделится на несколько микрогрупп.

– Вы упомянули, что опытные педагоги и психологи должны работать с теми, кто не решается войти в группу. В чем заключается эта работа?
– Бывает так, что учитель вроде и хотел бы войти в сообщество, но опасается, что ему не хватает опыта, что он будет плохо выглядеть на фоне авторитетных, успешных педагогов. Нередко заниженная самооценка усугубляется материальным неблагополучием, отсутствием друзей. С таким учителем просто необходимо работать: походить к нему на уроки, разглядеть что-то интересное и ему же рассказать, как хорошо он работает.

– Переходят ли педагоги в другую группу, уходят ли от этой формы работы совсем?
– Иногда уходят, если стало неинтересно или изменились какие-то жизненные обстоятельства. И в другую группу переходят. Кстати, переход бывает безболезненным, просто человеку стало интереснее заниматься другой проблемой. Но группы вообще-то стабильны. Если состав изменяется, то в сторону расширения.

– Сколько времени нужно для создания стабильной работоспособной группы?
– Группа складывается год-два. И при ее формировании не должно быть навязчивой рекламы среди коллег: тот, кому эта проблема интересна, сам должен проявить инициативу. Ведь группа – не самоцель, а средство педагогического сотрудничества.

– Чего должен избегать администратор школы, в которой формируются проблемно-творческие группы?
– Формального контроля. Привычные традиционные формы внутришкольного контроля противоречат самой сути работы групп. Они создаются на неформальной основе, только по желанию педагогов. Следовательно, и рассказывать о своей работе могут тогда и так, как сочтут нужным. Кстати, учителя, работающие с увлечением, сами стремятся поделиться с коллегами своими результатами. А внешними проверками и требованиями отчетов легко можно угробить всю затею.

– Присутствие групп в школе осложняет жизнь администрации?
– Организация такого неформального сообщества – палка о двух концах. С одной стороны, группы вносят свежие идеи в школу, иной опыт взаимоотношений. С другой – требуют дополнительного внимания и административных хлопот. Для членов групп приходится менять расписание, желательно, чтобы они работали в первую смену (хорошо бы, конечно, все могли работать в первую смену), освобождать по возможности время для сбора групп.

– Кстати, много ли времени отнимает участие в группе?
– Практически все время, не занятое семьей и уроками. Ведь когда чем-то всерьез увлечен, обдумываешь это постоянно. Приходит в голову идея или ход в решении проблемы, сразу хочется попробовать на практике. Потом обсудить с коллегами, сравнить результаты.

– Часто ли собирается группа?
– Поскольку это неформальное сообщество, по мере необходимости. Собираемся, когда в этом есть потребность. Нет никакого графика. Это может быть и раз в четверть, и раз в месяц. Но, конечно, не каждую неделю.
– Как выбирают или назначают руководителя группы?
– Официального руководителя у нас нет. По мере формирования сообщества в нем выделяется лидер – тот, кто больше осмыслил проблему, может собрать вокруг себя единомышленников, готов приглашать к себе на уроки, свободнее общается с коллегами. Но «должности» такой в группах не существует. Да и зачем она? Официальный ответственный нужен для того, чтобы было понятно, кто будет выступать от лица остальных перед другими структурами. А группа – внутришкольное сообщество.

– Кто регулирует взаимоотношения в группе?
– Мы как-то никогда не сталкивались с необходимостью вырабатывать кодекс поведения. Пока взаимоотношения регулируются сами собой. Даже если попадает в группу случайный человек, склонный не работать, а интриговать, например, он не задерживается. Причем его никто не выгоняет. Просто атмосфера в сообществе другая.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru