Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №74/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ № 52 
В ШЕЛЕСТЕ СТАРЫХ СТРАНИЦ 

В материалах этой рубрики мы возвращаемся к педагогическим идеям и опыту, открытиям и размышлениям, рождавшимся в начале прошлого века. И забытым на несколько десятилетий. Удивительно, но автор книги, к которой мы обращаемся, Константин Бархин, ничуть не кажется архаичным. Его размышления созвучны сегодняшним учительским раздумьям.
Людмила КОЖУРИНА

Берегите энергию учения

Константин Бархин: «Исправление устных ответов производится, конечно, не в процессе говорения учащегося, а после того, как рассказ закончен. Преподаватель обычно отмечает у себя в книжечке дефекты, замеченные им в устной работе ученика. Стройность плана, отдельные факты, слова-паразиты. Следит за произношением, логическим ударением, эмоциональными уклонами говорящих, за грамматикой, лексикой, не допускает пустых фраз…
Но думает ли о том, что хочет и что не может сказать молодой оратор?
В нашей школе совершенно отсутствует работа по перефразированию, а между тем только она учит объясняться сообразно случаю и жизненным обстоятельствам».

Дети говорят на уроках плохо: неясно, анонимно, неконкретно – «бубнят себе под нос». Смерть речи наступила от передозировки запретов: так нельзя и эдак не употребляют. Беда, если речевое взаимодействие на уроке определяется только языковыми нормами, только рамками «правильно – неправильно».
Раз уж вы отошли от практики подробных пересказов и начали вести с детьми образовательные диалоги, не надейтесь услышать от них «правильные мысли» и «точные формулировки». Вы теперь в другом измерении, потому что текст, который произносится во время общения, – это уже не единица языка, а единица коммуникации. Разница огромная. В коммуникации не правильность речи важна, а интенция (устремление).
Учитывать это в обучении – значит судить ученическое высказывание по законам коммуникации. Выяснять, насколько правильно понято воплощенное в словах содержание. Понимать, что никакой коммуникативный текст не может быть гладким и хорошо причесанным, а только нелинейным и закрытым. И единственное, что с ним можно делать, – открывать. Как? При помощи интерпретации, или, как говорит Константин Бархин, перифраза.
Собеседники становятся партнерами, когда обсуждают отдельные моменты речи друг друга. Не с точки зрения «о чем? как?», а с точки зрения коммуникативных намерений: «почему так?». Нормы, знания и образцы как раз и создаются в процессе такого общения.
Для простоты доказательства возьмем самое типичное задание из школьного учебника. Для первого класса. «Найдите четвертое лишнее: лесник, омшаник, осинник, орешник». Ответ: «Лесник». – «Почему?» – «Одушевленное» (тема: живое и неживое).– «Это человек» (тема: суффиксы, образующие названия человека по профессии). – «Только это слово начинается не на «о» (тема: трудные слова на «о»). – «Это слово состоит из двух слогов, остальные из трех» (тема: ритм, ямб и амфибрахий; мужская и женская рифмы; опыт рифмовки). Но, допустим, пошло так: «Лишнее слово омшаник». – «Почему?» – «Оно незнакомое» (темы: слова ограниченного употребления, толковый словарь, лингвистическая догадка, этимологические опыты). – «Оно неправильно написано, надо два «нн» (тема: вариативные написания, поскольку словари трактуют орфографию этого слова двояко)... Очевидно, что любая мотивировка продуктивнее «правильного ответа». Допустим, называется лишним слово «орешник»: «Первое слово – человек, второе – постройка, третье – деревья. Четвертое тоже деревья, оно лишнее». Опять тема. И даже если так: «Орешник – что-то “светлое”, а те слова “темные” – все равно тема. Хоть “Русский лес”, хоть обсуждение языка древней художественной образности, к которому восходит представление о “темном” леснике».
…Сегодня это уже доказанный факт: предметная и коммуникативная компетенции человека зависят не от обширности его познаний, а от склонности и умения внимать чужой речи, понимать намерения говорящего.
Так вышло, что предчувствия Константина Бархина через семьдесят пять лет стали теорией. Сколько времени нам отпущено на ее практическое освоение?


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru