Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №74/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ № 52 
 

Вера ЗОЦ,
кандидат педагогических наук
г. Киев

Бывают ли конкурсы без проигравших?

Да, если номинаций столько же, сколько участников

Каждый учитель, даже проработавший совсем немного, знает, что внутри школы постоянно существует потаенное соперничество, ревнивая оглядка: кто самый-самый? Известно, что учителя, особенно маститые, болезненно относятся к аттестации. Но и к престижу, статусу далеко не равнодушны. Как ни парадоксально, самый простой путь к повышению статуса – участие в каком-нибудь конкурсе. Некоторые школы настойчиво посылают туда учителей вовсе не в расчете на победу, а только чтобы не выглядеть хуже других. А ведь на любом конкурсе проигравших гораздо больше, чем победителей. Как же дать учителю возможность и людей посмотреть, и себя показать, не испытывая разочарований и горечи поражения? Для ответа на этот вопрос можно обратиться к опыту украинских коллег. Может быть, и вы захотите провести фестиваль педагогического мастерства в своей школе, взяв за образец предложенную модель.

Заканчивался финал всеукраинского конкурса педагогического мастерства. Одна из финалисток не могла скрыть своего огорчения: она не просто надеялась попасть в суперфинал, а была уверена в этом, но не прошла. Порвала полученный диплом, не пришла смотреть суперфинал и вообще слегла с гипертоническим кризом.
Были и другие обиженные. Праздник подведения итогов конкурса оказался испорченным. Чем можно было успокоить этих замечательных учительниц – тружениц, умниц, у которых хватило мужества выйти на длинную дистанцию соревновательного марафона учителей – район (город) – область – страна? Только тем, что каждый из членов жюри непредвзято и добросовестно (хочется в это верить) выставлял баллы по каждому конкурсу. А дальше его исход решала арифметика: суммировали баллы и высчитывали средний показатель.
Однако арифметика слепа, она не может оценить все, иногда с трудом определимые словами, оттенки мастерства. Да и нет таких баллов, которыми можно оценить настоящего учителя.
Тогда зачем все это?
Конкурс был задуман с добрыми намерениями: поднять престиж профессии, показать обществу, какие замечательные педагоги у нас есть. Но как обычно, для такой высокой задачи не нашлось адекватных средств. И все пошло по накатанной схеме: виды конкурсов, оценки, подсчеты баллов. А дальше все зависит от того, насколько гибки и тактичны организаторы.
На городском конкурсе заместителей директоров школ в Житомире, например, можно было увидеть довольно понятную и объективную систему оценивания конкурсантов. Баллами оценивалось знание нормативных документов о школе, правильность и скорость набора на компьютере, представление своей собственной управленческой модели. А разрешение педагогической ситуации, выполнение творческого задания оценивали зрители по принципу конкурса зрительских симпатий.
А на другом конкурсе экспертам пришлось оценить урок (по разработанным заранее критериям, о которых конкурсанты не знали) и испытать немалые затруднения.
Каждому из нас довелось провести и увидеть сотни, а может, и тысячи уроков. Но двух одинаковых не бывает. На конкурсе же было только три типа уроков: на которых присутствующим было интересно, хотелось дополнять, комментировать; уроки, которые можно было отстраненно анализировать как схему на экране монитора, и уроки, на которых было скучно, они казались невероятно длинными, все время хотелось украдкой посмотреть на часы.
Оценивая один урок за другим, эксперты ставили одни баллы, потом, увидев следующий, исправляли оценку предыдущего. Потом, вспоминая все уроки, снова что-то исправляли.
В конце концов стало понятно, что соревнование – не лучший способ поднять престиж профессии. Особенно после того как на всеукраинском конкурсе можно было видеть двадцать толстых папок с творческими работами победителей областных конкурсов. Удивительно, но в одной папке могли оказаться работы, явно подготовленные разными людьми. А это говорит о том, что на победу представителя от области работало несколько кафедр института последипломного образования. Какой уж тут праздник педагогического мастерства.
На Украине есть и опыт конкурсов иной стилистики, их проводит для учителей издательство «Шкiльний свiт» («Школьный мир»), – Панорама творческих уроков.
Заявку на участие в конкурсе, сведения о себе и идеи для своего урока может прислать любой учитель, будь он из большой и известной или маленькой сельской школы. Лично от себя, а не как представитель района или области. Эксперты отбирают наиболее интересные заявки. Их авторы, все, – победители первого (заочного) тура. Их приглашают в Киев и предлагают поездки в театр, участие в профессиональных тренингах. Учителя общаются, показывают и обсуждают уроки коллег, проведенные в одной из самых красивых школ Киева. Все они уже победители. Только в разных номинациях: «Творческая находка», «Сотрудничество», «Мир науки» и множестве других. Получается яркий и содержательный праздник, где все успешны, все настроены помогать друг другу и учиться у коллег.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru