Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №74/2005

Первая тетрадь. Политика образования


НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ 

Анатолий ПИНСКИЙ
беседовала Ольга ДАШКОВСКАЯ

Еще одна школьная власть

Эксперимент по созданию управляющих советов: подведение предварительных итогов

В школах шести российских регионов появилось новшество – управляющие советы. Этот орган обладает гораздо большими полномочиями, чем родительский или попечительский совет, – его решения обязательны к исполнению.
С января 2005 года в стране создано около 70 советов такого типа. До конца года появятся еще 80. Недавно участники эксперимента по созданию управляющих советов собрались в Москве на межрегиональную конференцию. О предварительных итогах эксперимента рассказывает Анатолий ПИНСКИЙ – заместитель руководителя министерской рабочей группы по развитию общественного соуправления в школах.

– Появление в школе управляющего совета означает перестройку всей системы отношений внутри нее – административных, личных… Как вы помогали школам в этой ситуации?
– Мы готовились к эксперименту около двух лет. Рабочая группа подробно описала: какие полномочия есть у уп-
равляющего совета, кто может войти в его состав, как этот совет сформировать, по какой технологии ему работать. Мы обсуждали эти вопросы с работниками органов управления образованием, директорами школ. Приезжали коллеги из Европы, рассказывали об опыте школьного общественного управления у себя на родине.
Однако и в России участникам эксперимента было на что опереться: опыт попечительских советов, родительских комитетов. Например, в девяностые годы в Красноярском крае развернулось движение общественно-активных школ, возрождались земские традиции. Поэтому идею апробации моделей управляющих советов здесь восприняли с большим интересом.
Наверное, из-за того, что нововведение возникло не на пустом месте, развивается оно очень динамично. Например, в прошлом году только отрабатывалась схема и нормативная основа: как создать управляющий совет. А в нынешнем первые управляющие советы в пилотных школах созданы, уже начато обучение членов этих структур. Возникают сетевые объединения управляющих советов в пределах района или города.
– Вы можете привести пример, чтобы управляющий совет решил какую-то проблему школы, с которой директор без него не справлялся?
– В подмосковной Дубне поменяли маршрут автобуса, на котором ездят в школу ученики из левобережной части города. Теперь он подвозит детей прямо к школе. Другой пример, тоже на тему транспорта: директор московской школы № 548 Ефим Рачевский три года просил муниципальные власти поставить перед школой светофор и “лежачего полицейского”. Когда подключился управляющий совет, все решилось в считанные дни.
Конечно, в разных школах будут разные управляющие советы. Где-то родители более инициативны, где-то менее. Но расшевелить следует всех. Ведь в итоге советы будут стимулировать директоров и педагогов совершенствовать учебный и воспитательный процесс, обновлять материально-техническую базу, определять пути развития школы, находить ресурсы для этого развития.
– А многие опасаются, что управляющие советы превратятся в еще один инструмент сбора денег с родителей, и только…
– По первому опыту деятельности управляющих советов можно судить, что прогнозы рисков не оправдались. Например, оппоненты говорили: идея хорошая, но общественность у нас пассивная. Или: управляющие советы обязательно вступят в конфронтацию с директорами школ, начнется двоевластие. Еще высказывались опасения, что директора будут саботировать управляющие советы как своих конкурентов. Все сомнения оказались напрасными – директора видят в этих структурах помощь и поддержку.
– Но при этом существует риск, что совет превратится в “общественное” прикрытие политики директора…
– Если родители будут соглашаться, чтобы ими манипулировали (вероятность этого, конечно, имеется), то я не знаю, как им помочь. Демократию нельзя подарить. Управляющие советы создают новые условия и новые возможности. Захотят ли люди ими воспользоваться, заранее неизвестно. Но нельзя же на этом основании решить, что советы не нужны вообще.
– В Думе прошлого созыва идею общественного управления поддержал Комитет по образованию и науке. Был разработан пакет поправок в Закон “Об образовании”. Предполагалось, что управляющие советы появятся в каждой школе… Какова ваша позиция на этот счет?
– Не надо никого ломать через колено, “принимать меры” по отношению к директорам, которые не поддерживают такие начинания. Двигающая сила этого проекта – инициатива тех же директоров. Министерство предлагает методические разработки, организует обмен опытом, но решения принимаются на местах.
Другое дело, что если поставить вопрос об обязательности управляющего совета для каждой школы, то в законодательном оформлении это будет нуждаться. Но этот вопрос возникнет года через три, не раньше.
И еще по поводу “обязаловки”. Почему не прижились в массовой практике школьные советы, попечительские советы? Потому что их очень часто создавали ради галочки, никакими реальными полномочиями они не обладали. Сегодня мы порой сталкиваемся с похожей ситуацией: начальники облоно или районо спускают разнарядку уже на создание управляющих советов. К сожалению, нормы управленческой культуры меняются крайне медленно. Придется набраться терпения и быть настойчивыми.
Однако я убежден, что за этим начинанием будущее. Нам привычно централизованное управление школой: сверху – роно, в школе – директор. Школа закрыта для общества, оно не заинтересовано в ее развитии. Поэтому растет репетиторство, расширяется экстернат. И здравый смысл подсказывает, что нужно искать выход из этой ситуации.
Например, в Англии, Америке или Австралии школьный управляющий совет – повседневное явление. В этих странах административная модель школы постепенно трансформируется в школу гражданского общества, где реальными управленческими полномочиями обладает общественность.
Те же механизмы действуют и в бизнесе. В любой компании есть коллегиальный орган управления – наблюдательный совет, совет директоров, собрание акционеров, – который занимается стратегическим управлением. А директор как старший менеджер решает оперативные вопросы.
Думаю, в итоге и наши школы поймут, что управляющие советы необходимы в первую очередь им самим.
– И еще один вопрос: на конференцию приехали представители тридцати трех регионов, хотя управляющие советы есть только в шести…
– Многие области, например, Ульяновская, Пермская, Кемеровская, Псковская, заинтересовались нашей работой. Их представители приехали, чтобы узнать о практическом опыте создания управляющих советов.


Эксперимент по созданию управляющих советов в школах начат с января 2005 года. В нем участвуют Москва, Московская, Калининградская, Тамбовская области, Республика Карелия, Красноярский край.
Юридическая основа возможности создания управляющих советов – статья № 2 Закона “Об образовании”, в которой провозглашен принцип государственно-общественного управления школой, а также статья 35, согласно которой “Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления образовательного учреждения являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления образовательного учреждения и их компетенция определяются уставом образовательного учреждения”.
Управляющий совет – коллегиальный орган, в составе которого может быть от 11 до 25 выборных членов. В него могут войти учителя, ученики, родители (их должно быть не менее трети, но и не более половины), выпускники, общественные деятели и предприниматели. Возглавить управляющий совет имеют право только родители или представители общественности.
“Функционал” управляющего совета – стратегические задачи развития школы. Например, согласование сметы бюджетного финансирования, расходование внебюджетных средств, определение перечня предметов “школьного компонента” БУПа, профилей обучения в старшей школе. Кроме того, управляющие советы вправе решать, каким должен быть режим работы школы, ее внутренний распорядок. Права и обязанности членов управляющего света должны быть прописаны в уставе школы.

Рекомендации Минобрнауки России по созданию
управляющих советов можно прочитать на сайтах
www.boards-edu.ru  и www.us.cross-ipk.ru


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru