Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №73/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

СЕТЕВАЯ ПЕДАГОГИКА 
 

Всероссийский интернет-педсовет-2005 начался в этом году 29 сентября. По счету он уже шестой. За годы существования педсовета многие учителя ощутили пользу и радость виртуального общения, поверили в силу сетевых сообществ и стали их активными участниками.
В этом году педсовет окончательно избавился от «бумажного» формата: не было больше ни секций, ни конференций. А был фестиваль сетевых сообществ. Работала библиотека докладов. Активно действовали – и продолжают жить – сто два форума, на которых обсуждается более пятисот тем.
И было основное правило: максимальная индивидуализация при удовлетворении любых информационных запросов педагогов.
Какие проблемы решил педсовет? Какие поставил? Организаторы мероприятия уже приступили к подведению итогов: статистика посещений и скачиваний, персоны сайта, количество докладов… Только ведь учителей, принявших участие в педсовете, волнует совсем другое.
Живой разговор. Искренние интонации виртуальных собеседников. И конечно, необъятные просторы общения.
Когда педагогический Дальний Восток отправляет свои сообщения, учителя Центральной России еще видят сны. Открыв сайт с утра пораньше, они приветствуют коллег из заснеженного Омска или залитого дождями Южно-Сахалинска и так, в сопричастности, начинают свой новый день.

Владислав РЕДЮХИН,
эксперт-консультант центра «Концепт»

Во главе угла – ценности образования

Мнение аналитика о работе управленческого форума Всероссийского виртуального педсовета

Общий взгляд

На прошлогоднем виртуальном педагогическом совете было много сообщений-самоотчетов и рапортов руководству об успешном исполнении поручений. Теперь они почти исчезли. Наученные опытом, организаторы не использовали административный ресурс для наполнения пространства педсовета. Сегодня пришли те, у кого “наболело”, кто захотел выйти за рамки школы и района. Не только названы многие реальные проблемы учителей, но и обозначены проблемные места на карте образования.
Другая отличительная черта – уход от обсуждения зарплаты как единственного фактора, влияющего на образование. Сегодня во главе угла обсуждений ценности. Не общечеловеческие или культурные, а свои собственные.

По замыслу автора

Изначальный замысел организаторов форума «Как органам управления образованием и школам организовать и эффективно проводить виртуальный педагогический совет?» подразумевал содержательную и исследовательскую цели. Содержательная состояла в том, чтобы обсудить, обобщить и сформулировать позитивный и негативный опыт планирования и реализации виртуальных педсоветов.
В этом году в Сети интернета появились региональные виртуальные педагогические советы: калининградский, http://forum.baltinform.ru, вологодский http://eduprof35.5dom.net, пермский http://pedsovet.perm.ru/forum/ и другие. Есть попытки организовать такие педсоветы и на базе отдельных образовательных учреждений. В регионах планируют проводить свои виртуальные педсоветы.
Отсюда огромная потребность поделиться опытом, обменяться мнениями и обсудить многие вопросы. Автору форума казалось, что важными будут такие проблемы: что обсуждается на виртуальном педсовете, а что нет; какая техника информационной безопасности необходима на педсовете; возможно ли управлять содержанием обсуждений; каковы возможные формы подведения итогов на виртуальном педсовете?

По воле участников

Эти вопросы были нацелены на управленцев и на тех, кто организует виртуальные педагогические форумы. Не случайно среди участников появились Александр Драхлер, Людмила Рождественская, Евгений Кузнецов, Андрей Лукутин и другие хорошо известные и уважаемые в виртуальном сообществе люди.
Однако в живом общении заготовленные вопросы были сметены одним главным, поставленным самим фактом организации интернет-педсовета: «Как сорганизовать уже имеющиеся или заявляющие о своем существовании сетевые сообщества педагогов?»

Результаты

В интернете нет ничего, кроме потоков информации и оформленных в виде информации идей, концепций, проектов, документов, сообщений. Применение закона об интеллектуальной собственности практически невозможно. Отсутствие собственности, возможность одновременно присутствовать в виртуальной сети не только под своим именем, но и в качестве нескольких «ников», «клонов» и «анонимов» исключают ответственность и риск за принятое решение и опубликованное послание. Нет собственности – нет и деятельности как исторически сложившейся и общепринятой социокультурной нормы. Нет деятельности – отсутствуют социально зримые результаты и продукты общения.
Любое событие без связи с реальным социумом превращается всего-навсего в пиар-акцию, которая актуальна, пока существует в общественном сознании. Таким образом, виртуальное сетевое открытое сообщество устойчиво тогда, когда обслуживает потребности реального сообщества.

И немного статистики

В трехстах сообщениях на форуме представлены тридцать его участников. Учителей – шесть, администраторов – четыре, управленцев – восемь. Остальные участвовали анонимно.
Большая часть сообщений анализу и систематизации не поддается: это ссылки, цитаты, оценивающие суждения, эмоциональные всплески – 46% сообщений создавали общий фон обсуждения. Содержательных сообщений было чуть больше половины.
Интересный факт: учителям привычнее обсуждать действия, не соотнося их с целями и средствами. А вот для администраторов важной составляющей деятельности являются ценности.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru