СЕТЕВАЯ ПЕДАГОГИКА
Всероссийский интернет-педсовет-2005
начался в этом году 29 сентября. По счету он уже
шестой. За годы существования педсовета многие
учителя ощутили пользу и радость виртуального
общения, поверили в силу сетевых сообществ и
стали их активными участниками.
В этом году педсовет окончательно избавился от
«бумажного» формата: не было больше ни секций, ни
конференций. А был фестиваль сетевых сообществ.
Работала библиотека докладов. Активно
действовали – и продолжают жить – сто два
форума, на которых обсуждается более пятисот тем.
И было основное правило: максимальная
индивидуализация при удовлетворении любых
информационных запросов педагогов.
Какие проблемы решил педсовет? Какие поставил?
Организаторы мероприятия уже приступили к
подведению итогов: статистика посещений и
скачиваний, персоны сайта, количество докладов…
Только ведь учителей, принявших участие в
педсовете, волнует совсем другое.
Живой разговор. Искренние интонации виртуальных
собеседников. И конечно, необъятные просторы
общения.
Когда педагогический Дальний Восток отправляет
свои сообщения, учителя Центральной России еще
видят сны. Открыв сайт с утра пораньше, они
приветствуют коллег из заснеженного Омска или
залитого дождями Южно-Сахалинска и так, в
сопричастности, начинают свой новый день.
Владислав РЕДЮХИН,
эксперт-консультант центра «Концепт»
Во главе угла – ценности
образования
Мнение аналитика о работе
управленческого форума Всероссийского
виртуального педсовета
Общий взгляд
На прошлогоднем виртуальном
педагогическом совете было много
сообщений-самоотчетов и рапортов руководству об
успешном исполнении поручений. Теперь они почти
исчезли. Наученные опытом, организаторы не
использовали административный ресурс для
наполнения пространства педсовета. Сегодня
пришли те, у кого “наболело”, кто захотел выйти
за рамки школы и района. Не только названы многие
реальные проблемы учителей, но и обозначены
проблемные места на карте образования.
Другая отличительная черта – уход от обсуждения
зарплаты как единственного фактора, влияющего на
образование. Сегодня во главе угла обсуждений
ценности. Не общечеловеческие или культурные, а
свои собственные.
По замыслу автора
Изначальный замысел организаторов
форума «Как органам управления образованием и
школам организовать и эффективно проводить
виртуальный педагогический совет?» подразумевал
содержательную и исследовательскую цели.
Содержательная состояла в том, чтобы обсудить,
обобщить и сформулировать позитивный и
негативный опыт планирования и реализации
виртуальных педсоветов.
В этом году в Сети интернета появились
региональные виртуальные педагогические советы:
калининградский, http://forum.baltinform.ru, вологодский
http://eduprof35.5dom.net, пермский http://pedsovet.perm.ru/forum/ и
другие. Есть попытки организовать такие
педсоветы и на базе отдельных образовательных
учреждений. В регионах планируют проводить свои
виртуальные педсоветы.
Отсюда огромная потребность поделиться опытом,
обменяться мнениями и обсудить многие вопросы.
Автору форума казалось, что важными будут такие
проблемы: что обсуждается на виртуальном
педсовете, а что нет; какая техника
информационной безопасности необходима на
педсовете; возможно ли управлять содержанием
обсуждений; каковы возможные формы подведения
итогов на виртуальном педсовете?
По воле участников
Эти вопросы были нацелены на
управленцев и на тех, кто организует виртуальные
педагогические форумы. Не случайно среди
участников появились Александр Драхлер, Людмила
Рождественская, Евгений Кузнецов, Андрей Лукутин
и другие хорошо известные и уважаемые в
виртуальном сообществе люди.
Однако в живом общении заготовленные вопросы
были сметены одним главным, поставленным самим
фактом организации интернет-педсовета: «Как
сорганизовать уже имеющиеся или заявляющие о
своем существовании сетевые сообщества
педагогов?»
Результаты
В интернете нет ничего, кроме потоков
информации и оформленных в виде информации идей,
концепций, проектов, документов, сообщений.
Применение закона об интеллектуальной
собственности практически невозможно.
Отсутствие собственности, возможность
одновременно присутствовать в виртуальной сети
не только под своим именем, но и в качестве
нескольких «ников», «клонов» и «анонимов»
исключают ответственность и риск за принятое
решение и опубликованное послание. Нет
собственности – нет и деятельности как
исторически сложившейся и общепринятой
социокультурной нормы. Нет деятельности –
отсутствуют социально зримые результаты и
продукты общения.
Любое событие без связи с реальным социумом
превращается всего-навсего в пиар-акцию, которая
актуальна, пока существует в общественном
сознании. Таким образом, виртуальное сетевое
открытое сообщество устойчиво тогда, когда
обслуживает потребности реального сообщества.
И немного статистики
В трехстах сообщениях на форуме
представлены тридцать его участников. Учителей
– шесть, администраторов – четыре, управленцев
– восемь. Остальные участвовали анонимно.
Большая часть сообщений анализу и
систематизации не поддается: это ссылки, цитаты,
оценивающие суждения, эмоциональные всплески –
46% сообщений создавали общий фон обсуждения.
Содержательных сообщений было чуть больше
половины.
Интересный факт: учителям привычнее обсуждать
действия, не соотнося их с целями и средствами. А
вот для администраторов важной составляющей
деятельности являются ценности.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|