Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №71/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ №89

Ресурс для творческого учителя
Через два года российские школы получат первые инновационные УМК

В конце сентября на базе Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ) состоялся недельный семинар-мастерская для участников второго тура конкурса на разработку инновационных учебно-методических комплексов для системы общего образования. Организаторами семинара выступили Национальный фонд подготовки кадров и МЭСИ. Пожалуй, впервые в России проводилось столь масштабное обучающее мероприятие для авторов и производителей образовательных продуктов на цифровых носителях.

Проект ИСО

Cеминар-мастерская проводился в рамках конкурса на разработку инновационных УМК проекта “Информатизация системы образования” (ИСО). Он осуществляется по инициативе Министерства образования и науки с марта 2005 года за счет средств целевого займа Всемирного банка ($100 млн).
Руководство федерального образовательного ведомства связывает с проектом ИСО большие надежды. “Важными особенностями проекта являются его комплексный, системный характер, ориентация на изменение содержания образования, радикальное обновление всего арсенала технологий, методов и приемов педагогической деятельности, – говорит заместитель министра образования и науки Андрей Свинаренко. – Итогом его реализации должна стать экспериментальная отработка моделей информатизации системы образования на уровнях школы, муниципалитета, региона. В результате проекта должно появиться большое количество качественных цифровых образовательных ресурсов по всем предметам средней школы и учителей, которые умеют эти ресурсы эффективно использовать. Должна сформироваться инфраструктура дистанционного обучения, позволяющая каждому школьнику, независимо от места его проживания и уровня достатка семьи, получить доступ к качественным образовательным услугам. А все это в конечном счете должно привести к тому, чтобы образовательные результаты российских учащихся отвечали потребностям и вызовам современной экономики и социальной жизни”.
Проект ИСО включает в себя три компонента: “Учебные материалы нового поколения” (А), “Профессиональное развитие педагогов в области применения информационно-коммуникационных технологий для целей образования” (В) и “Создание системы межшкольных методических центров” (С). Первый компонент руководитель проекта Светлана Авдеева называет “содержательным стержнем” всей работы по информатизации школы: “Именно вокруг новых учебных материалов будут формироваться новые способы организации учебного процесса”. Основная задача компонента – обеспечить систему общего образования необходимыми ей цифровыми ресурсами и создать условия для их активного использования в учебной деятельности.
Разработчики проекта выделяют четыре типа учебных материалов:
целостные учебно-методические комплексы по всем предметам школьной программы, включающие в себя как цифровые ресурсы, так и “бумажные” издания, выстроенные на основе определенной методики или образовательной технологии;
информационные источники (изображения, тексты, аудио- и видеозаписи и т.д.);
инструменты учебной деятельности (текстовые редакторы, геоинформационные системы, виртуальные лаборатории и т.п.);
информационные средства поддержки организации образовательного процесса (конструктор школьных сайтов, электронный журнал и др.).
Формирование первого типа учебных материалов предполагается двумя путями. Первый – разработка наборов цифровых образовательных ресурсов электронных приложений к существующим полиграфическим учебникам и УМК. Это позволит учителю работать по привычному для него учебнику и применять современные информационные средства, не меняя кардинальным образом традиционной системы обучения. Второй путь – разработка “с нуля” инновационных учебно-методических комплексов (ИУМК), полностью обеспечивающих потребности организации обучения по тому или иному предмету. Инновационные комплексы должны быть ориентированы на новые педагогические технологии, новые формы представления учебного материала и организации педагогического процесса. Они предназначены для творческого учителя, способного самостоятельно строить процесс обучения.

Конкурс и его предшественники

Сама по себе идея госзаказа на создание цифровых образовательных ресурсов с последующим обеспечением ими школ не нова. В этом отношении у проекта ИСО по крайней мере два предшественника. Во-первых, федеральная целевая программа “Развитие единой образовательной информационной среды”, в рамках которой дважды объявлялись конкурсы на разработку электронных учебных изданий (2002–2003 и 2003–2004 гг.). Во-вторых, в ходе реализации Инновационного проекта развития образования, финансировавшегося также за счет средств Всемирного банка, НФПК проводил конкурс “Создание учебной литературы нового поколения на электронных носителях для общеобразовательной школы” (2002–2004 гг.).
В общей сложности благодаря конкурсам Министерства образования и НФПК было создано свыше полусотни электронных учебных изданий. Вместе с тем качество этих ресурсов подчас оставляло желать лучшего. Более того, нередко они практически не использовались в тех школах, куда поставлялись.
Уроки, извлеченные разработчиками проекта ИСО из предыдущих конкурсов, заключались в следующем. Необходимы максимальная конкретизация технических заданий, контроль над действиями разработчиков на всех стадиях создания цифрового ресурса, а также организация для авторов и издателей серии специальных обучающих семинаров. Сентябрьский семинар стал первым в этом ряду.
Конкурс на разработку инновационных учебно-методических комплексов проводится по восьми лотам: “Начальная школа”, “Естествознание”, “Математика”, “Филология”, “Обществознание”, “Искусство”, “Иностранные языки”, “Технология”. В рамках каждого лота возможно создание ИУМК как по всей предметной области (или ступени образования) в целом, так и по отдельным предметам, входящим в нее. Рассматривались и заявки на создание материалов, покрывающих потребности одного класса (например, “Физика, 7 класс”), а также межпредметных комплексов (например, “Историческая география”).
Конкурс рассчитан на три года и включает в себя три этапа. Первый этап состоялся в марте–июне этого года. Его участники представляли концепции планируемых комплексов и несколько конкретных примеров, иллюстрирующих авторский замысел. В итоге из 240 заявок были отобраны 98, которые стали участниками второго тура. Около 60% – “индивидуалы”: учителя, методисты. Порядка 40% – представители учебных издательств и фирм-разработчиков образовательного “софта”. Впрочем, по словам координатора программ НФПК Каринэ Бутягиной, практически за всеми авторами стоит какая-то издающая организация: с улицы концепции инновационных УМК, как правило, не приносят. Поэтому уже на первом этапе экспертной комиссией НФПК был сформирован список из 28 издательств, прошедших квалификационный отбор и получивших право издавать инновационные комплексы.
Второй этап конкурса проводится с июля по ноябрь. В это время участникам предстоит написать планы-проспекты своих ИУМК. Помимо уточненной концепции планы-проспекты должны содержать сценарии занятий объемом не менее 10 учебных часов в цифровом формате. В помощь авторам и был проведен семинар-мастерская по теории и практике разработки современных учебных материалов. По итогам второго этапа из 98 претендентов должны быть отобраны порядка трех десятков планов-проспектов: не более двух по каждому предмету. Для победителей второго этапа конкурса будут организованы еще два обучающих семинара.
Завершающий этап конкурса делится на две стадии. Сначала в течение года авторы совместно с выбранными ими из списка издательствами будут разрабатывать первую версию ИУМК. Существенные элементы этой версии поступят на апробацию в школы. На протяжении второго года будет происходить доработка первых версий и их обкатка в апробационных площадках и межшкольных методических центрах. Получившие положительную оценку ИУМК будут растиражированы и поставлены во все школы семи пилотных регионов проекта. В общей сложности на разработку инновационных комплексов предполагается затратить $3,8 млн.

Уравнение с двумя неизвестными

Как неоднократно подчеркивали участники семинара, ИУМК представляют собой абсолютно новый для отечественного образования вид учебных материалов, практически не имеющий аналогов. Главный научный консультант проекта Александр Уваров признался, что у него нет ни одного готового примера такого комплекса, который он мог бы предъявить слушателям в качестве образца. По словам эксперта НФПК Анатолия Каспржака, ИУМК представляет собой “уравнение с двумя неизвестными”: “Пока нет точных определений, что такое учебно-методический комплекс и какой учебно-методический комплекс можно считать инновационным”.
Эта неопределенность понятия “инновационный учебно-методический комплекс” стала главной интригой как работы экспертной комиссии по отбору победителей первого этапа конкурса, так и всей деятельности семинара. На пленарных заседаниях и групповых занятиях обсуждался самый широкий круг тем: дидактический потенциал информационно-коммуникационных технологий, деятельностные формы и методы организации учебного процесса, педагогическое проектирование и педагогический дизайн, образовательные мультимедиа-технологии и исследовательские проекты в интернете, обучение на расстоянии и разработка инструментов оценки результатов учебной работы. Приводились примеры удачных и неудачных решений из заявок самих конкурсантов. Один день был почти полностью посвящен посещению наиболее продвинутых в области ИК-технологий московских школ. Вместе с тем ни эксперты НФПК, ни преподаватели Московского государственного университета экономики, статистики и информатики, на базе которого проводилось обучение, не дали участникам семинара готовых рецептов “приготовления” ИУМК.
Впрочем, в одном все эксперты были единодушны. Важнейшим критерием оценки инновационности учебных материалов, по их мнению, является возможность деятельности учащегося. “Мы всячески поддерживали заявки, которые инициировали учебное действие ребенка. Не чтобы слушал и запоминал, а чтобы что-то делал” – так сформулировал главное требование к конкурсантам Анатолий Каспржак.

Деятельность – ключевое слово

По мнению разработчиков проекта ИСО и экспертов НФПК, человек обучаемый сегодня обществу нужен гораздо больше, чем человек обученный. Простой пример: в биомедицинских науках за один день нарабатывается такой объем информации, изучение которого одним специалистом займет примерно 700 лет. “Знать” сейчас в большей степени означает “знать, где это есть, и уметь найти”, нежели дать немедленный и однозначный правильный ответ.
Именно такой тип знания должен формироваться в результате работы учащихся с инновационными учебно-методическими комплексами. Школьникам необходимо овладевать умениями решать задачи, в которых требуется реконструировать условие или переформулировать вопрос, анализировать текст, выбирать необходимую информацию в условиях ее избыточности, находить дополнительные данные, получать решение с определенным уровнем приблизительности, видеть взаимосвязи между различными предметами, выдвигать и обосновывать гипотезы, планировать собственную деятельность, работать в группах…
Борис Беренфельд, директор международного центра Concord Consortium, эксперт НФПК: “Возникает ощущение, что потребности современного общества начинают рассогласовываться с традиционными образовательными технологиями. Сейчас человека могут не принять на работу или уволить из-за того, что он не умеет работать в команде. А в традиционной школе работать в группе – значит либо списывать, либо подсказывать…
Симур Паперт очень точно сказал: нужно не учить математике, а учить рассуждать, как математик. То же самое справедливо и применительно ко всем другим предметам школьной программы. Знания, полученные в школе, стремительно забываются. А усвоенные способы действия, метакогнитивные навыки остаются – и позволяют в любой момент заново актуализировать забытое знание.
Сейчас в западной педагогике ключевое слово – Inquiry, исследование. Исследовательский подход пытаются ввести во все предметы. Недавно в США Национальный совет учителей истории принял проект новой программы, где главный тезис – помочь детям понять, как работают и рассуждают историки. К этому слову можно прибавить другое – Tele-collaborate Inquiry, то есть исследовательский подход посредством телекоммуникационного сотрудничества. Современному подростку в школе не хватает интриги, драмы, какого-то захватывающего действия. Социологические исследования показывают: дети в школе говорят о чем угодно, только не о школе. А посредством Tele-collaborate Inquiry мы создаем большое сообщество. Детям важно принадлежать к социальной структуре, которая в них нуждается, которая их оценивает”.
По единодушному мнению экспертов, инновационные учебно-методические комплексы должны быть ориентированы на изменение существующей образовательной практики, порождать новый характер взаимоотношений между учителем и учащимся. Задача не в том, чтобы ребенок получил свыше некое готовое знание, а в том, чтобы создал его сам в ходе самостоятельной учебной деятельности. Как образно выразился один из участников семинара: “Если мы хотим получить ученика, готового учиться всю жизнь, слова “Ты неправильно ответил, что сказал Пушкин в этом стихотворении”, неприемлемы!”
Эксперт НФПК, психолог Катерина Поливанова: “Главный вопрос, который должны задавать себе разработчики ИУМК: есть ли здесь у ребенка пространство для своего собственного действия, может ли он обнаружить какое-то новое знание? Потому что электронная среда – это именно среда, в которой возможно новое детское действие. Нет такого действия – нет обучения”.
Члены экспертной комиссии НФПК признают, что далеко не во всех концепциях, победивших на первом этапе конкурса, деятельностный подход реализован в полном объеме. “Мы были настроены максимально доброжелательно ко всем участникам и при обнаружении хоть малейшего ростка инновационности старались пропустить эту заявку во второй тур”, – говорит председатель экспертной комиссии, академик-секретарь Российской академии образования Александр Кузнецов. Мотивы такого либерализма вполне понятны. Наивно рассчитывать, что авторы проектов – учителя и методисты – смогут молниеносно перестроиться и выдать на-гора продукт совершенно нового уровня. Организаторы конкурса ожидают, что в ходе уточнения своих концепций, превращения их в планы-проспекты конкурсанты постараются максимально расширить деятельностную составляющую. В том числе и под влиянием дискуссий на семинаре.

Александр НОРКИН
Фото Николая ДВОРНИКОВА


Ольга ЧИХАНОВА,
заместитель начальника отдела федеральных перечней учебной литературы Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ:

“Приоритеты развития современной системы образования определяют информационные технологии как средство, способное обеспечить решение актуальных проблем образовательной практики. Одно из важных направлений, связанных с обеспечением качества общего образования, является создание современных учебных материалов, использующих возможности ИКТ. Инновационные учебно-методические комплексы, создаваемые в рамках проекта ИСО, должны, с одной стороны, учитывать особенности педагогов и учащихся современной школы, с другой стороны – работать на развитие российской образовательной системы. Авторы, предлагающие сегодня свои концепции, прошли долгий путь в осознании своей идеи, реализации ее на уровне полиграфической учебной литературы. Поэтому, осознавая недостатки полиграфических учебных материалов и реальные возможности информационных технологий, необходимо определить место электронных ресурсов в ИУМК, предполагая, что это не просто дополнительный ресурс – один из многих. Информационные образовательные ресурсы должны стать систематизирующим, центральным звеном будущего комплекса. Минобрнауки России считает важным отметить, что так называемые цифровые образовательные ресурсы должны стать интегратором учебно-методического комплекса, внутри которого обеспечивается устранение тематической и предметной дискретности. Одним из результатов обучения в таком случае может стать формирование у учащегося системного восприятия и понимания мира.
ИУМК или учебные материалы нового поколения чаще всего связывают с активным использованием инновационных педагогических технологий. Но всякая ли инновация способна обеспечить реализацию социального заказа и подготовить выпускника, отвечающего требованиям современной экономики?”


Светлана АВДЕЕВА,
руководитель проекта “Информатизация системы образования”:

“Основная идея первого компонента проекта ИСО заключалась в том, чтобы изменить порочную практику, когда цифровые образовательные ресурсы создаются без связи с существующими учебниками и их методическим сопровождением. Во многом именно из-за этого электронные учебные издания и ресурсы очень сложно встраиваются в реальный образовательный процесс и зачастую оказываются невостребованными в школах.
В 2000-х годах особое внимание уделяется двум типам образовательных ресурсов. Первый – элементарные объекты многократного использования. Это единицы информационного обеспечения – картинки, музыкальные произведения, демонстрации всякого рода, кочующие из одного курса в другой, комбинирующиеся и создающие то, что является особенностью информационного общества – избыточность знаний. При работе с такими объектами у школьников формируется совершенно новый навык отбора, интерпретации и комбинирования информации. Второй тип цифровых образовательных ресурсов – инструменты. Это средства, позволяющие ребенку фактически производить новое знание, собственный продукт – например, текстовый редактор или виртуальная лаборатория.
Важнейшей задачей проекта ИСО является наполнение российской школы этими двумя типами ресурсов. Но одновременно необходимо предложить некую системную линию их использования в образовательном процессе. Здесь есть два варианта. Один – приспособить все это к существующим учебникам. Такое направление есть в нашем проекте, и оно очень важно, потому что массовое использование новых ресурсов возможно лишь там, где они увязываются с привычными формами работы педагогов.
Однако надо признать, что существующие учебники просто “не заточены” под то, чтобы использовать все богатство современных информационных образовательных ресурсов. Поэтому и появился конкурс на создание инновационных учебно-методических комплексов, который позволяет отойти от существующих учебников и программ, даже проблематизировать существующие стандарты – и представить новое видение организации учебного процесса, в котором эти ресурсы будут использованы по существу. В котором изменится сама деятельность ребенка и учителя.
Инновационные комплексы должны быть ориентированы на “открытую архитектуру” школы, на инновационные формы организации педагогического процесса, современные информационно-коммуникационные технологии и доступность громадных массивов ресурсов. Данные комплексы должны содержать различные материалы: для углубленной подготовки, для одаренных детей, для детей со специальными потребностями, для развития определенных компетенций, для дистанционного обучения и т.п. Они также должны предусматривать примерные решения по организации учебного процесса, содержать рекомендуемые траектории изучения материала. Предполагается, что такие материалы будут востребованы, прежде всего, творческими учителями, самостоятельно планирующими процесс обучения на основе стандарта по предмету и примерной (или авторской) программы.
И хотя пока трудно прогнозировать, каким окажется результат этого конкурса, мне кажется, что он потенциально наиболее успешный. Потому что здесь возможно получение таких идей, таких инновационных находок, которые не только позволят нам догнать современную школу на Западе и на Востоке, но, возможно, и перегнать”.


Александр ХОРОШИЛОВ, первый проректор МЭСИ:
“Особое внимание новым образовательным технологиям наш вуз начал уделять десять-двенадцать лет тому назад, когда Ученый совет определил в качестве стратегического направления развития разработку и внедрение новых образовательных технологий. Начали мы с того, что отправили достаточное количество молодых сотрудников – аспирантов, студентов старших курсов – в ведущие европейские вузы, реализующие программы подготовки специалистов в области проектирования педагогических систем для различных уровней обучения.
Потом мы пришли к выводу, что необходимо укреплять и развивать связи со школой. У нас сформировалась стройная система довузовской подготовки, затем мы создали внутри вуза колледж… Логика проста: чем лучше будут подготовлены выпускники средних школ с точки зрения владения ИК-технологиями, тем легче им будет адаптироваться к восприятию новых знаний в вузе.
Сегодня цикл жизни новых знаний и новых технологий очень сжат. Двадцать лет назад считалось, что, получив диплом престижного вуза, ты обеспечил себе карьеру на всю оставшуюся жизнь. Цикл жизни знаний, продукции, услуг тогда составлял пятнадцать-двадцать лет. Сегодня – и это определяется прежде всего бурным развитием микроэлектроники – такой цикл составляет всего полтора-два года. От задачи “Образование на всю жизнь” мы переходим к задаче “Образование через всю жизнь”. С этой точки зрения мы очень заинтересованы, чтобы на этом семинаре были выработаны те подходы, которые позволят уже на уровне средней школы, общего образования привить нашим детям не только знания, но и умение в сжатые сроки перерабатывать большой объем информации”.


Что такое ИУМК
Извлечения из Положения о целевом финансировании “Разработка инновационных учебно-методических комплексов для системы общего образования”
Под инновационным учебно-методическим комплексом понимается полный набор средств обучения, необходимых для организации и проведения учебного процесса, который за счет активного использования современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий должен обеспечивать достижение образовательных результатов, необходимых для подготовки учащихся к жизни в информационном обществе, включая:
фундаментальность общеобразовательной подготовки;
способность учиться;
коммуникабельность, умение работать в коллективе;
способность самостоятельно мыслить и действовать;
способность решать нетрадиционные задачи, используя приобретенные предметные, интеллектуальные и общие знания, умения и навыки.
Разработанные инновационные учебно-методические комплексы должны способствовать формированию коммуникативных компетенций, в том числе:
организация и проведение эксперимента;
поиск, сбор, отбор и анализ информации;
организация и представление информации;
организация дискуссии и участие в дискуссии;
выступление с использованием мультимедиа-презентации.
Предлагаемый к разработке в представляемой концепции ИУМК должен отвечать следующим общим требованиям:
ориентировать на современные цели обучения;
ориентировать на современные деятельностные формы и методы организации процесса обучения;
соответствовать современным научным представлениям в предметной области;
соответствовать возрастным и психологическим особенностям учащихся;
обеспечивать оптимизацию объема учебной нагрузки;
обеспечивать преемственность содержания образования;
обеспечивать межпредметные связи;
обеспечивать возможность организации учебного процесса по различным траекториям обучения и образовательным программам;
обеспечивать простоту использования для учителей и учащихся;
обеспечивать необходимость использования ИКТ в учебном процессе.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru