Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №71/2005

Первая тетрадь. Политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН

Школа – место встречи учителя и ребенка. Оба чего-то хотят, к чему-то стремятся. Но почему-то с течением времени они утрачивают интерес друг к другу, теряют уверенность в себе. Школа одинаково разрушительно действует и на взрослого, и на ребенка. В первую очередь с этой безысходной ситуацией отказались мириться учителя. Им нелегко отбросить привычные стереотипы, наработанный годами опыт, преодолеть страх перед свободными детьми, которые не хотят сидеть за партой в позе послушного ученика. Теперь слово за обществом, государством. Насколько мы заинтересованы в появлении новой школы? Насколько готовы поддержать меняющегося учителя?

Командная работа вместо одиночного плавания
Кристиан Мароу, бельгийский профессор социологии, уверен, что за последние
тридцать лет характер учительского труда принципиально изменился

– Что представляли собой, по-вашему, учителя прошлого века?
– Европейская школа на протяжении уже пяти веков и практически до последних дней представляла собой особую пространственно-временную организацию, где в изоляции от внешнего мира, по специальному распорядку, не существующему ни в одной другой системе, происходила передача знаний (преимущественно письменных) и устанавливались особые социальные отношения (учитель–ученик). Эти отношения и назывались педагогикой, предполагая различные формы тренингов, повторения, заучивания, проверок, контрольных, оценивания, исправления ошибок, домашних заданий…
Здесь все было особое, не такое, как в других местах: правила поведения, виды письменной культуры (учебники, рабочие тетради, доска…). Структура школы была достаточно проста: сумма классов, то есть закрытых пространств, где учитель работал одиноко и независимо, выполняя свою задачу за закрытой от посторонних взглядов дверью. Но при этом каждый педагог был, словно клеточка огромного организма. Он выполнял свою маленькую задачу, не испытывая необходимости знать о целом. И достигалось это за счет закрепления учителя за отдельным предметом и классом (возрастом).
Фактически преподаватель осуществлял два параллельных вида деятельности: собственно обучающую и организационную. Соответственно у него были и два центра внимания: с одной стороны, содержание учебного предмета, а с другой – поведение ребенка. Ведь чтобы вести урок, педагогу приходится заботиться о порядке в классе. Однако поддержание дисциплины рассматривалось одновременно и как учебная задача. Дети учатся соблюдать правила, чтобы потом, заучивая очередной параграф, и думать правильно.
А какой задаче (дисциплине или предмету) уделять больше внимания, зависело исключительно от установок педагога и от традиций каждой отдельной страны.
В работе учителя много тайн и парадоксов. С одной стороны, это профессия публичная, он постоянно на глазах; однако большая часть того, что он делает, ускользает от постороннего взгляда, остается за пределами понимания.
Учитель совершенно независим в классе (все происходящее – плод его мастерства и предмет его личной ответственности), однако абсолютно связан программой, школьными установками, принципами той или иной педагогической системы, расписанием…
Как организатор он определяет цели и результаты работы, но это всегда нечто вариативное, не поддающееся строгому учету.
В отношении выбора технологии тоже нет ясности. Методик множество. Но какую ни возьми, невозможно с точностью предсказать последствия ее применения.
– Что стало причиной принципиальных изменений в характере учительского труда, происходящих на наших глазах?
– Начну с банальности: мир изменился. Современная экономика, структура общества требуют от молодых людей высокого уровня профессиональной подготовки. Значит, повышаются требования к учебным заведениям, где можно получить эту подготовку. От образования напрямую зависит будущая карьера.
В то же время в классе за соседними партами сидят дети с разным уровнем знаний, с различными культурными традициями. Не все из них хотят, не все могут учиться. Как работать в таком классе, как дать всем хорошее образование?
Изменились не только условия жизни, но и сознание людей. Сегодня мы ценим индивидуальность, сомневаемся в существовании единых норм, неоспоримых авторитетов. Признаем за человеком, ребенком право быть таким, какой он есть. Естественно, возникает общественное требование сделать школу более разнообразной, приспособленной к нуждам разных детей, и в том числе “трудных”.
Школа постепенно становится более свободной, начинает развиваться не по инструкции, а исходя из внутренних представлений о целях и результате в каждой конкретной ситуации. Соответственно и педагог перестает быть просто исполнителем, он становится участником коллективного проекта. Он вынужден отступать от традиционных методик, экспериментировать, анализировать ситуацию, искать нестандартные решения – словом, из ментора, лектора превращаться в рефлексирующего практика.
Общество тоже изменило свое восприятие фигуры учителя. Если когда-то педагогика виделась как призвание (моральные качества плюс предметные знания), потом стала восприниматься как ремесло (владение методикой), то сегодня педагогика – это высочайшего уровня профессионализм, доведенный почти до уровня искусства и включающий способность к рефлексии, совершенствованию, самооцениванию.
– Каковы особенности современного педагога?
– Основная часть работы современного педагога – выстраивание взаимоотношений с учениками.
Не только объяснение темы, проверка работ, исправление ошибок, но и вовлечение ребенка в деятельность, индивидуальные беседы, внеурочные занятия, встречи с родителями… Именно взаимоотношения с учениками сегодня во многом определяют профессиональную самооценку педагога.
Раньше большее значение имел культурный багаж, знание предмета, качества ученого. Сегодня на первом плане – педагогическое мастерство, умение организовать учебный процесс, вовлечь детей в изучение предмета. Педагогика постепенно превращается из ремесла в искусство. И главным достоинством учителя становится не умение поддерживать дисциплину, а способность возбудить интерес к предмету.
Современный идеальный учитель действует в тесном сотрудничестве с командой единомышленников и организует коллективную работу в классе.
Умея работать с информацией, использовать достижения техники (в первую очередь компьютер, интернет), педагог учит тому же и детей, готовит их к образованию длиною в жизнь.
А еще поскольку учитель и ученики живут в демократическом обществе, они учатся соблюдать и отстаивать права личности. Значит, и на уроке в школе приходится жить по тем же законам, соблюдать права человека.
Конечно, не всегда реальность отвечает нашим ожиданиям, и далеко не всегда учитель готов соответствовать идеалу, но сам факт наличия
этих ожиданий указывает направление развития.
– Итак, характер работы учителя изменился. Готово ли общество оценить это?
– Меняются возложенные на педагога обязанности – меняется и форма оплаты. Только четыре европейские страны (Бельгия, Германия, Ирландия и Люксембург) сохранили традиционный принцип почасовой оплаты: сколько уроков дал – столько денег и получил. В остальных странах ищут способы финансово оценить новые формы работы учителя: стараются оплатить дни, когда он приходит в школу ради внеклассных мероприятий, на заседания проектной команды, для участия в управлении школой, для обсуждения концептуальных проблем развития школы, для повышения своей квалификации.
Изменение форм оплаты – не просто дань справедливости. Это свидетельство изменения отношения общества к роли учителя. Свидетельство признания того факта, что педагог не просто урокодатель, но человек, работающий в школе с детьми вне строгой схемы классно-урочной организации времени и пространства.
Новые формы оплаты, менее жесткие и менее регламентированные, передают существенные полномочия самому учебному заведению. Школа, а не посторонний чиновник будет учитывать, кто, сколько и на что времени потратил, кому и сколько нужно заплатить. Это требует ослабления государственного контроля (в меняющейся ситуации приходится предоставлять учителю значительную степень свободы: право отступать от традиционных методик, экспериментировать), но при этом усиления государственной ответственности. Расходы на образование должны расти, приходится совершенствовать, делать более гибкой и отзывчивой систему управления.
Но государство, увы, не всегда соглашается с таким перераспределением прав и обязанностей.
– Предположим, педагоги готовы выполнять возложенные на них обязанности. Как меняются при этом условия труда, степень удовлетворенности своей работой?
– Наблюдения показывают, что в последние годы труд педагога стал сложнее, интенсивнее и разнообразнее. Рабочая неделя удлиняется. В среднем европейский учитель младших классов тратит в неделю на 22 часа, а учитель средней школы – на 19 часов больше, чем раньше. Получается около 42–47 часов в неделю. Это и уроки, и подготовка к ним, всевозможные дополнительные встречи, совещания, семинары и т.п. По сравнению с другими государственными служащими, у которых рабочая неделя сокращается, учителя сильно проигрывают. Они трудятся больше, часто без всякой материальной компенсации.
Считается, что предельно допустимая недельная нагрузка для педагога – 40 часов, из которых 27 он проводит в школе (уроки, совещания и т.п.), восемь часов работает дома (подготовка к урокам, самообразование), а остальное время тратит на внешкольные занятия с детьми (экскурсии) или повышение квалификации (курсы). Увы, реальная нагрузка обычно гораздо выше.
К тому же образовательная система не успевает за изменением содержания образования, и учителю порой приходится разрываться между необходимостью выполнять традиционные обязанности (вести урок) и желанием делать что-то осмысленное (тратить время на обсуждение того, что и зачем происходит, на выстраивание критериев оценивания, анализ фактов). Разлад между тем, что делаешь по обязанности, и тем, что хочешь делать в соответствии с внутренними представлениями, приводит к потере интереса к профессии.
– Что же делать?
– Единственное спасение – заявлять о своей позиции, представлять в каком-то виде свои взгляды, чтобы делать их предметом обсуждения коллег, фактом общей педагогической реальности.
Немногим удается справиться с внешним давлением, видимым неуспехом, обрести иной смысл деятельности, новое понимание профессии. Большую роль играет школьный коллектив, его внутреннее представление о ценностях профессии, наличие команды единомышленников.
– Почему, оказавшись в такой нелегкой ситуации, педагоги разных стран без особого энтузиазма воспринимают школьные реформы, организуемые государством?
– Педагоги воспитаны в старой системе, успели привыкнуть к ней, поверить в истинность модели учитель-наставник. Они привыкли работать независимо друг от друга и не нуждаются в сотрудничестве с коллегами.
Еще одна причина сопротивления учителей реформам – противоречивые действия самих политиков. В Англии, Бельгии, с одной стороны, педагогов призывали к самостоятельной, осознанной деятельности, а с другой – требовали соблюдения жестких инструкций, регламентирующих методы и содержание деятельности.
Кроме того, коллективная работа не слишком вписывается в традиционную школу. В первую очередь из-за «клеточной» структуры, разделения на уроки и классы. И многие сильные педагоги не испытывают интереса к инновационным подходам. Им жаль терять успешный наработанный опыт ради непонятного им сотрудничества с коллегами, создания общего пространства и т.п. Бывает, и директор опасается появления сплоченной команды в своей школе. Ведь это может помешать осуществлению формальных задач, не признаваемых важными в рождающейся команде… Реформы вынуждают многих пожилых педагогов чувствовать себя устаревшими, а не опытными, как бывало раньше. И с этим тоже связано отчасти сопротивление переменам.
Но как бы то ни было, раз меняется жизнь, уже изменились учителя, неизбежно станет другой школа. Хотелось бы только, чтобы в ней учились мои дети, а не внуки.

Вопросы задавала
Людмила ПЕЧАТНИКОВА


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru