Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №70/2005

Третья тетрадь. Детный мир

ИМЯ БЕДЫ – НАРКОТИКИ 
 

Фото ИТАР–ТАССМожно ли вылечить наркомана принудительно?
Само словосочетание «принудительное лечение» – по сути, нонсенс. Лечить человека без его согласия ни от какой болезни невозможно.
Если больной отказывается лечить по рекомендациям врача грипп или воспаление легких, врачу остается только уговаривать правильно лечиться, а лечить насильно он никого не имеет права. Сфера деятельности врача начинается тогда, когда больной осознает, что он болен, и обращается за помощью. Без такого обращения врач не может начать процесс лечения.
«Что же делать, если наш ребенок не хочет осознавать, что он наркоман?» – спросите вы. И вы, и врач должны уговаривать. Потому что принудительного лечения наркоманов не существует. Ни российское законодательство, ни соответственно здравоохранение не имеют ни юридических, ни организационных форм для проведения такого лечения.
В настоящее время отправить ребенка лечиться принудительно невозможно.
Необходимо понимать: принудительное лечение даже не лечение в полном смысле этого слова. Это просто форма гуманной, медицинской, не тюремной, но все-таки изоляции больного. А изоляция и лечение – вещи разные. Изолировав молодого человека, его можно «подлечить», дать ему возможность выжить, а вот вылечить нельзя. Лечение подразумевает свободу выбора. Самостоятельно организовать принудительное лечение, чтобы помочь страдающим семьям, врачи не имеют права.
Лучший способ помощи наркоману – выработать адекватную позицию, основанную на знаниях, и иметь достаточно мужества, чтобы придерживаться своих принципов в отношениях с ним. Родители должны понимать, что проблема химической зависимости не в психотропных веществах, а в людях, принимающих их. Отец и мать не могут принимать вместо своего больного ребенка предписанные ему лекарства и ожидать, что тот выздоровеет. Он должен сам сделать выбор и действовать по своей доброй воле, чтобы выздоровление стало более или менее устойчивым. Никто не может сделать за него то, что должно быть сделано им самим.

По материалам челябинского фонда «Береги себя»


Елена ИВАНИЦКАЯ

Сделать пять шагов навстречу

Но что, собственно, под этим подразумевается, на коллегии министерства, где речь шла о срочных действиях по защите учащихся от наркотизации, так и не решили

Проблемы детской и молодежной зависимости от психоактивных веществ обсуждались сразу на двух представительных заседаниях: на “круглом столе”, посвященном “Проекту стратегии государственной молодежной политики в РФ на 2006–2016 годы”, принятие которого ожидается в начале ноября, и на коллегии Министерства образования и науки Российской Федерации.

Случилось так, что подходы к проблеме на заседаниях были принципиально различны. Проект стратегии выдвигает три приоритетных направления в решении задач молодежной политики: информирование молодежи о потенциальных возможностях развития в России и вовлечения молодых людей в социальную практику, развитие инновационной активности молодежи, интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества.
Кого же относят разработчики стратегии к категории молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и испытывающих проблемы в процессе интеграции в социум? Эта категория предстает в проекте чрезвычайно емкой: “Инвалиды, выпускники сиротских и коррекционных учреждений, образовательных учреждений закрытого типа, жертвы насилия, военных действий, катастроф, переселенцы и мигранты, лица, освободившиеся из мест лишения свободы, молодые люди и семьи, оказавшиеся в социально опасном положении, безработные, ВИЧ-инфицированные и наркозависимые молодые люди”.
Вовлечение этих молодых людей в полноценную жизнь общества необходимо по многим причинам: во-первых, это снизит издержки, которые несут общество и сам молодой человек в процессе преодоления трудной жизненной ситуации, во-вторых, предотвратит объединение молодых людей по принципу неуспешности, в-третьих, сократит базу для развития различных фобий в общественном сознании. Кроме того, такая работа будет способствовать снижению нагрузки на социальную сферу, связанную с прямой финансовой поддержкой этих категорий жителей страны.
На первом общественном обсуждении проекта, прошедшем в Независимом пресс-центре в Москве, немало вопросов возникло в связи с интеграцией в социум наркозависимых. Ведь для того чтобы интеграция стала изначально возможной, необходимо встречное желание, мотивированность самого наркозависимого. Есть ли у него такое желание? Стремится ли он избавиться от зависимости и стать полноценным членом общества? Как интегрировать в социум человека, который этого не хочет?
Сергей Гиль, начальник отдела Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты Министерства образования и науки РФ, заявил, что мы фактически не знаем желаний и намерений молодых людей, попавших в зависимость от психоактивных веществ: “Мы почему-то убеждены, что наркозависимый молодой человек либо хочет, либо – чаще – не хочет взаимодействовать с социумом. А ведь в реальности бывает, что одновременно хочет и не хочет и, сам того не сознавая, взывает о помощи. Мы должны выяснить и измерить, какой у него спектр мотивов. Стратегия как раз и предполагает, что необходимо гибко выстраивать работу по социальному сопровождению наркозависимых, одновременно мотивируя их на включение в социум. Мы ведем речь об интеграции не с позиции здоровья, а с позиции социальной, чтобы человек осознал себя не изгоем, а частью общества. Мы должны создать такие условия, чтобы и общество захотело сделать свои пять шагов навстречу молодому человеку в трудной жизненной ситуации”.
Интересно, что подразумевается под пятью символическими шагами навстречу со стороны общества? Почему существующие программы по реабилитации наркозависимых не могут считаться таковыми?
«Беда наших программ по отношению к наркозависимым и беспризорным, – ответил решительно Сергей Гиль, – заключается во внутренней порочной установке, которую можно определить так: мы воздействуем на вас, мы вам помогаем, мы вам даже в какой-то мере сочувствуем, но ваши проблемы и беды – не наши. Вы – не мы! За последние пятнадцать лет к молодежной проблематике вообще, а не только к молодежи в трудной жизненной ситуации сложилось негативное отношение. “Пьют, как взрослые, а работают, как дети”– вот формула типичного общественного настроения. Задача в том, чтобы осознать, что проблемы у нас общие, что это проблемы всего общества».
Как именно, какими конкретными действиями можно изменить отношение всего общества к наркозависимым как к изгоям, отщепенцам? Ответа нет...
На коллегии министерства речь шла не о глобальных проблемах преодоления социальных настроений, а о срочных действиях по защите учащихся от деструктивных влияний. Министр образования и науки Андрей Фурсенко предложил сократить для школьников объем сетевой информации о наркотических веществах, оборудовав специальные фильтры при установке интернета на школьных компьютерах. А Ольга Шарапова, директор Департамента медико-социальных проблем семьи, материнства и детства Министерства здравоохранения и социального развития, пообещала, что успокоительные средства, которыми старшеклассники пытаются заменить наркотики, будут отныне отпускаться только по рецептам. Вот пока и все реальные предложения.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru