Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №70/2005

Первая тетрадь. Политика образования


ХОД КОНЕМ 

Светлана КИРИЛЛОВА

Президентские премии хотят вписать в Закон "Об образовании"

Эксперты Высшей школы экономики считают, что это не позволит власти впоследствии от них отказаться

Гранты учителям и вознаграждение за классное руководство впредь должны выплачиваться по закону. На заседании общественного совета при Комитете по образованию и науке Госдумы присутствующих познакомили с полным планом-бюджетом национального проекта «Образование». На основе этого плана специалисты Высшей школы экономики представили также проект поправок в статьи Закона «Об образовании».

Национальный проект «Развитие сферы образования» включает в себя несколько приоритетов. Самый крупный (и самый широко обсуждаемый) из них – «Инвестиции в качество российского образования». В 2006 году на него предполагается выделить 9,2 миллиарда рублей. Из этих средств 8 миллиардов рублей пойдет на стимулирование инновационных программ в 10 вузах и 3000 школ, один миллиард – на поощрение десяти тысяч лучших учителей, 20 миллионов – на проведение конкурсов и поддержку молодежных проектов, 0,15 миллиарда – на выплату грантов талантливым молодым людям с 12 до 22 лет, 0,03 миллиарда – на создание базы данных талантливой молодежи. Предполагается также выплата вознаграждения за классное руководство 1,2 миллиона учителей в размерах, которые пока обсуждаются. Во всяком случае, в плане-бюджете, с которым смогли познакомиться участники заседания, на этом месте стоит прочерк. Эксперты Высшей школы экономики, впрочем, заверяют, что цифра награждения за классное руководство на 2006 год утверждена – тысяча рублей в месяц.
На протяжении 90-х годов политики кормили российских учителей обещаниями. Образование называлось приоритетной сферой, готовились концепции, создавались представительные рабочие группы, однако почти все конкретные предложения, которые могли поправить материальное положение учителя, на том или ином этапе (иногда во время рассмотрения в правительстве) вылетали из окончательной редакции документов.
Поэтому в 2005 году, после того как правительство пообещало учителям миллиард премиальных, вовсе не кажется странным предложение Комитета по образованию и науке этот миллиард узаконить. Эксперты Высшей школы экономики, проанализировав план-бюджет национального проекта, представили свой проект поправок в Закон «Об образовании».

На наши вопросы отвечает Татьяна АБАНКИНА, директор Центра прикладных экономических исследований и разработок Института развития образования Высшей школы экономики.

– В поправках, которые ВШЭ предлагает в Закон «Об образовании», упоминаются конкретные цифры и суммы – 10 тысяч ежегодных поощрительных премий Президента РФ, размер премии – 100 тысяч рублей. Раньше подобные цифры никогда в законы не вносились. Почему это было сделано?
– Сейчас практика пересчета на минимальные размеры оплаты труда постепенно уходит в прошлое. Минфин рекомендует производить расчеты в рублях. Внесение в закон точных сумм обеспечит устойчивость и долгосрочность самих мер. К тому же мы предлагаем зафиксировать в законе точную сумму только как
нижнюю границу. В законе также должно быть записано, что порядок и условия конкурсного отбора определяются постановлением Правительства РФ, либо указом Президента. Это даст возможность каждый год пересматривать условия конкурсов. Мы обратили внимание на то, что в Законе «Об образовании» нет законодательных препятствий к осуществлению этих мер – выдачи грантов, президентских премий и т.п., но нет и прямой их поддержки.
– По-вашему, для поддержки учителей достаточно 10 тысяч ежегодных премий?
– ВШЭ считает, что масштаб инвестиций в качество российского образования неадекватен: ни по охвату инновационных школ, ни по охвату педагогов, ни по количеству премий талантливой молодежи. Чтобы президентские премии стали значимыми, в них должен быть другой порядок цифр. Он должен быть, простите за каламбур, выше на порядок. Сумма премии в 100 тысяч рублей, на наш взгляд, подсчитана правильно: столько получает в течение года педагог в экономически благополучных регионах. Это вторая годовая зарплата.
Но эксперты ВШЭ уверены, что эта мера будет эффективнее для повышения качества образования, если гранты будут получать не менее 10 процентов школ и не менее 10 процентов педагогов. У нас 66 тысяч школ. По нашему мнению, премию должны получить не менее 6–7 тысяч школ и 150 тысяч учителей. Тогда в рамках школы премию получат педагоги, которых все знают, которые работают на глазах у всех. Если награждать в год 10 тысяч российских педагогов, эффект от подобной инвестиции будет менее значительным. Сегодня, по нашим оценкам, в средней городской российской школе (мы не берем малокомплектные школы) около 600 учеников и 60 педагогов. Если мы дадим премию каждому десятому, то в школе на 600 человек эту премию получат 5–6 педагогов, а в школе на 50–60 человек, возможно, тоже будет один такой учитель. Если же выдавать президентскую премию одному проценту учителей, то маловероятно, что хотя бы один педагог в школе получит эту награду. Если же в одном сельском районе не будет ни одного педагога, получившего «президентские», то смысл этой дорогостоящей акции затушевывается.
– Но откуда в бюджете изыщутся средства на премии в 100 тысяч рублей 150 тысячам учителей?
– Эти расходы в полтора раза увеличат цену бюджета на образование. Но мы считаем, что такие средства в России есть. Этот вопрос будет обсуждаться на РОСРО 2 декабря. Расходы на социальную сферу, в том числе на образование, уже 5–6 лет растут высокими темпами, опережающими темпы инфляции в 2–2,5 раза. Минэкономразвития официально заявляет, что по социальной сфере и по образованию они планируют к 2010 году утроить бюджетные расходы. Трудно представить, что в условиях таких цен на нефть, в условиях экономической стабильности невозможно изыскать эти средства. Сейчас у нас в стране профицит бюджета, благоприятная конъюнктура, наполненный Стабилизационный фонд. По нашим оценкам, конкурсная материальная поддержка учителей не повлияет на темпы инфляции, зато даст возможность выборочно поддерживать новые качественные сдвиги и инновации в образовании.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru