Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №66/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

ДЕВЯТЫЕ СОЛОВЕЙЧИКОВСКИЕ ЧТЕНИЯА
Тема чтений «как нам сегодня воспитывать детей?»

Манифест Соловейчика «Человек свободный» и современная образовательная политика

Эдуард ДНЕПРОВ

В начале первого дня Чтений в Большом зале собрались те, кто хотел послушать Эдуарда Днепрова, академика Российской академии образования, министра образования России в 1990–1992 годах, одного из авторов той, знаменитой реформы, которая разрабатывалась руководимым им ВНИКом. Нынче мы снова живем во времена перемен. Но куда направлен их вектор? Происходит развитие или сворачивание идеи демократической, свободной школы?
Отправной точкой для размышлений Эдуарда Днепрова стал написанный Симоном Соловейчиком в 1994 году манифест «Человек свободный».

– Я пришел сегодня сюда не только потому, что искренне любил Симона Львовича. Я пришел отдать дань человеку, который, по моему глубокому убеждению, являлся самым крупным педагогом-гуманистом, самым крупным социальным мыслителем в российской педагогике второй половины XX столетия. Он был не только интеллектуальной вершиной отечественной педагогики, он был совестью этой педагогики.
Совесть – это единственная несвобода свободного человека. Соловейчик нес эту хрупкую несвободу в своем сердце, и наша педагогика рядом с ним становилась совестливее, свободнее, чище. Чем больше проходит времени, тем полнее мы осознаем масштаб личности Симона Соловейчика, его вклад в отечественную культуру, в пробуждение в каждом из нас человека свободного.
Борьба за гуманизм, свободу и социальную справедливость в образовании составляет стержень развития отечественной школы в течение уже двух с половиной столетий. На этом поле решается основной вопрос – о цели образования, о том, что оно дает на выходе: личность или просто специалиста, гражданина или подданного, человеческий капитал нации или просто трудовые ресурсы.
Любая власть в той или иной мере заинтересована в образовании, поскольку без него невозможен прогресс страны. Но любая власть понимает, что образование – это оружие обоюдоострое, так как на выходе оно может дать опасный для власти продукт. И оттого ей во все времена приходится занимать охранительную позицию, тогда как передовое учительство всегда исповедовало принципы гуманизма, всегда стремилось воспитывать человека.
Симон Соловейчик по-своему разворачивал сочетание основополагающих идей прогрессивной отечественной педагогики. Он считал подлинную педагогику по природе гуманистической: если в педагогике нет гуманизма, это не педагогика, это – антипедагогика. Принимая это как данность, Соловейчик писал: «Цель воспитания – внутренняя свобода человека».
Из триединого сочетания гуманизма, свободы и справедливости и выросла реформа образования конца восьмидесятых – начала девяностых годов. Этим жила знаменитая матвеевская «Учительская», на этих началах работал ВНИК «Школа», эти же идеи легли в основу блестящего манифеста Соловейчика «Педагогика сотрудничества». На этом фундаменте выстраивался в итоге и Закон РФ «Об образовании» 1992 года, который был признан ЮНЕСКО самым демократическим и прогрессивным законодательным актом в образовании конца XX столетия.
Сегодня нередко (даже в педагогической прессе) говорят, что российская школа вот уже более тридцати лет бредет без цели и без смысла. Это заблуждение. Во-первых, в конце восьмидесятых – начале девяностых образование было единственной общественной сферой, которая имела целостную концепцию перемен. Во-вторых, начав раньше других движение по выбранному направлению, образование решало две сверхзадачи: оно становилось и полем выработки новой отечественной идеологии, и сферой социального проектирования, моделью гражданского общества.
Другое дело, что период эгалитарного романа власти с народом был слишком коротким, начавшись в марте 1990 года и завершившись в конце 1993 года. После принятия Конституции власть снова отвернулась от страны и народа. Капитал страны стал личным капиталом правящей элиты. Человек же остался нищим и несвободным.
В этих условиях, естественно, изменился и взгляд правящей элиты на то, какой человек ей нужен. Ей оказался уже не нужен свободный, мыслящий человек, отвечающий за свои поступки, ибо запуганным, сломленным человеком легче управлять и манипулировать. И поэтому она начала изгонять даже намек на гражданственность в человеке. И вся эта «новая идеология» навязывалась и в СМИ, и в школе. Но, конечно, больше в СМИ, чем в школе. Потому что в среде передового учительства вопреки всему сохранялись идеалы конца 80-х – начала 90-х годов. И не только сохранялись, но и развивались усилиями инновационного образовательного движения.
Чтобы поддержать эти усилия, Симон Соловейчик именно тогда, в 1994 г., в сгущающиеся сумерки несвободы бросает вызов власти и пишет манифест «Человек свободный». Он стремится утвердить в сознании учительства непреходящую ценность внутренней свободы человека, которая может и должна противостоять его внешней несвободе.
Провидческая суть манифеста «Человек свободный» состоит в том, что сегодня нет более важной политической, социальной, педагогической задачи, чем вернуть свободу человеку и обществу, чем выстроить нормальную, справедливую среду обитания личности и гражданина – гражданское общество.
Три основных препятствия стоят сегодня на пути решения этой задачи, на пути реализации социально-педагогических идей манифеста «Человек свободный».
Во-первых, позиция власти, в том числе образовательной, сформулированная министром образования и науки А.Фурсенко: «Разве не все мы ввергли страну в эту вакханалию? Я еще тогда говорил, что это не кончится добром. Но все рванули за демократией, за свободой. А сейчас мы исправляем то, что наворотили в перестройку» («Новая газета», 04.09.2005). В устах министра – это однозначный приговор демократической системе образования.
Во-вторых, позиция тех «новых русских», которые уже «взяли свое» и которым уже не нужны ни свобода, ни социальная справедливость.
И в-третьих, спекуляции некоторых политологов на особенностях российского менталитета, якобы не готового к принятию ценностей свободы и демократии.
В сегодняшних обстоятельствах манифест Соловейчика «Человек свободный» снова становится чрезвычайно актуальным, поскольку только человек свободный может полностью раскрыть свой потенциал и ответить на вызовы власти.
Только человек свободный может вернуть себя в позицию гражданина.
Только соединение человеческого и социального капитала страны превращает ее население из подданных в нацию.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru