Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №65/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ №51 
 

Владимир СЕВРЮГИН

Новые книги

Н.С.ЮЛИНА. ФИЛОСОФИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙН.С.ЮЛИНА. ФИЛОСОФИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ.
Москва, «КАНОН+» РООИ «Реабилитация», 2005

В книге «Философия для детей: обучение навыкам разумного мышления» рассказывается о программе «Философия для детей», подготовленной в Университете Монтклер, США, и рассчитанной на использование в школе с 1 по 11 класс. Программа переведена на 20 языков и преподается в 45 странах на всех континентах.
В первой части книги Н.С.Юлина пишет, что смысл программы состоит в том, чтобы с помощью философских инструментов научить людей рассуждать разумно и хорошо мыслить. Это значит – обоснованно, логично, критично, творчески, контекстуально, диалогично. И на этой основе учить ответственному социальному и моральному поведению, необходимым условием которого является умение рассуждать разумно. Новация программы состоит в том, что,
во-первых, философия выдвинута на роль приоритетной дисциплины в обучении навыкам разумности. Во-вторых, понижен возрастной порог ее введения в систему обучения: предлагается начинать с детского сада и продолжать занятия до окончания школы. В-третьих, заявка на то, что и другие школьные дисциплины могут и должны строиться по модели философского дискурса и исследования.
«Традиционное школьное образование, – пишет Н.С.Юлина, – тренирует сравнительно ограниченный набор навыков мышления и рассуждения. Это так называемые базовые навыки, необходимые для чтения, письма, говорения, математических операций, эксперимента». Древняя дисциплина философия является самым эффективным рычагом для развития хорошего мышления. Эффективность кроется в самой ее природе. Вечно проблемный, «вопрошающий» характер философии, допущение поливариантных ответов, требование логичности и последовательности делают ее незаменимой для выработки навыков гибкого, контекстуального и одновременно строгого и доказательного мышления.
Деятельностная педагогика программы – использование философских инструментов для развития навыков разумного мышления, обучение философствованию, а не информации о философии, организация занятий в форме «сократического диалога» в сообществе исследователей – является образовательной новацией.
Программа «Философия для детей» опирается на такие присущие детям чувства, как любознательность, удивление, потребность осваивать мир в игровой манере и получать от этого удовольствие, склонность к приключениям, в том числе и интеллектуальным. Если не упустить момент, поддержать эти свойственные всем детям качества, которые рутинная школьная программа, ориентированная на память
и усвоение информации, обычно гасит, то максимально могут быть задействованы резервы интеллекта, которые обычно не используются.
Н.С.Юлина пишет, что часто дети оказываются среди «мямликов» и «отстающих» не из-за несообразительности, а в силу того, что при существующей практике обучения успех достается тем, кого природа наделила хорошей памятью и быстротой реакции. Между тем «мямлики» зачастую думают глубже и тщательнее. Интеллектуальный успех, которого они лишены на других уроках, является стимулом для обретения веры в себя, сказывается на успеваемости по другим предметам.
Универсальность философских категорий позволяет преодолеть фрагментарность школьного знания, сделать его связным и осмысленным для детского восприятия. Для достижения этих целей предложена принципиально новая педагогическая стратегия. Основные ее принципы таковы: 1) проблемно-деятельностная форма подачи философского знания; 2) обучение философствованию, а не информации о философии; 3) предоставление детям вместо учебников философски нагруженных художественных повестей; 4) превращение класса в сообщество исследователей и организация урока по принципу сократического диалога.
Пришествие компьютеров в культуру подкинуло множество новых вопросов образованию. Как лучше учить навыкам разумности: с помощью компьютера или с помощью философского диалога? Характерная особенность живого диалога – устная речь. В спонтанном акте говорения и сообщения информации другому лицу проявляется способность быстро оформлять мысли с учетом быть понятым другим. Во всяком разговоре присутствует невербальный элемент общения – интонации, мимика, взгляды, эмоции и т.д. Вот почему понимание часто достигается с полуслова, с полунамека, чего не осилит и самый совершенный компьютер. Поэтому интеллектуальное приключение в сообществе исследователей не тождественно интеллектуальному приключению во взаимодействии с программой компьютера.
В главе «Главная дисциплина в системе экологического образования – философия» говорится, что обучение экологической грамотности нужно начинать с детского сада и продолжать в течение всего школьного курса. Главные педагогические установки обучения экологической грамотности в программе «Философия для детей» – это: а) поддержка у детей удивления перед миром, б) обучение уважительному отношению к природе на понятных для каждой возрастной группы ситуациях и
в) работа в сообществе исследователей. Могут быть замечательные темы для сократических диалогов, например, такие: «Знаем ли мы, что такое быть летучей мышью или рекой?», «Имеют ли животные права? Имеют ли права горы и цветы?», «Имеют ли право люди иметь столько детей, сколько они хотят?».
Педагогика ненасилия в «Философии для детей» базируется на принципиальном требовании: обучение миротворчеству не должно скатываться к скучному морализаторству. Темы для сократических диалогов здесь требуют и от учителя, и от родителей интеллектуального напряжения: «Могут ли у игры быть насильственные и в то же время справедливые правила?», «Могут ли быть права там, где нет правовой защиты?», «Кто имеет право трогать мое тело?».
Во второй части книги публикуются переводы теоретических работ авторов программы М.Липмана и Э.Шарпа.
В третьей части – дидактические тексты, которые могут быть использованы учителями школ
на занятиях по философии и вообще в разговорах с детьми: вопросы, рассказы и планы дискуссий, например: «Веские основания», «Удивление», «Открытие и изобретение», «Раздражение», «Истина», «Плач», «Уважение», «Обычаи», «Правила и свобода», «Драка» и многие другие.

По материалам Государственной научно-педагогической библиотеки им. К.Д.Ушинского РАО.
Москва, Толмачевский пер., 3.
E-mail: gnpbu@gnpbu.ru
Internet: www.gnpbu.ru


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"