Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №65/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ №51 
ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ 

Галина МОНИНА,
Санкт-Петербург

Сколько детей, столько диктантов!

Индивидуализация при обучении грамоте

В школьном расписании появляются все новые предметы, изучение которых должно, вероятно, способствовать выращиванию специалистов новых престижных профессий. И конечно же предполагается, что сегодняшние школьники блестяще усвоят эти знания. Однако на практике у педагогов возникает множество проблем: как повысить учебную мотивацию детей (падение ее отмечается уже у первоклассников), как помочь каждому ученику усвоить преподносимые ему знания, как, обучая, не перегрузить детей, не нанести ущерб их здоровью.

С учетом когнитивного стиля

Любой учитель должен учитывать способы умственной деятельности каждого ученика. Увы, на практике типичный учебный процесс ориентирован на ту группу учеников, когнитивный стиль которых позволяет им с легкостью освоить материал. Остальных же «насильно втискивают» в чуждый для их когнитивного стиля познавательный процесс, в результате чего теряется важнейший компонент мотивации учения – познавательный интерес, основанный на успешной деятельности. Результаты усвоения учебного материала снижаются.
Чаще всего среди стилей учеников называют такие, как синтетический, аналитический, импульсивный, рефлексивный, вербальный и образный, полезависимый и поленезависимый.
При обучении поленезависимых школьников (свободны от давления контекста) стимулом становится достижение успеха и внутреннее удовлетворение. Полезависимые ученики (с трудом выделяют сигнал из контекста) нуждаются в критической реакции на ошибки, в специальном выделении главного в изучаемом материале.
Ученики с импульсивным стилем реагирования выполняют учебные задания быстро, но с большим количеством ошибок, поэтому учителю желательно искусственно замедлять темп работы, стимулировать ответы на контрольные вопросы, делить материал на мелкие части. Для рефлексивных учеников, напротив, излишняя детализация нежелательна, поскольку отвлекает их от главного.

Выбрать форму работы – дело нелегкое

Выбор учителем приемов и методов работы тоже обусловлен индивидуальными особенностями учеников. Одна и та же форма работы, например диктант, может быть использована в разных вариантах, в зависимости от особенностей развития и поведения ученика. В процессе работы с гиперактивными детьми, одной из характеристик которых является импульсивность, желательно использовать объяснительный диктант (каждая орфограмма объясняется ребенком вслух, до написания). При работе над ошибками с гиперактивными детьми часто используются взаимодиктанты учеников.
Развитию внимания и памяти детей с минимальной мозговой дисфункцией способствует проведение зрительных и слуховых диктантов.
Для тревожных, агрессивных детей очень важно сделать процесс освоения орфографических умений и навыков коммуникативно обусловленным, поэтому в работе с ними особо значимыми окажутся творческие диктанты.
Способ построения занятия зависит от представленности в классе детей различных категорий. Учитывая этот фактор, учитель планирует объединение в малые группы, организацию работы в парах. Так, если в классе есть ученики с заниженной самооценкой, тревожные дети, можно использовать такой метод, как взаимообъяснение материала и взаимопроверка письменных работ и устных ответов.
Дети не титульной национальности, часто болеющие ученики нуждаются в проведении индивидуально-предупредительных диктантов.
При работе с медлительными, с инфантильными детьми лучше использовать распределительный диктант, поскольку он помогает закрепить и дифференцировать пройденное, научиться выделять существенный признак, развить произвольность деятельности.
Таким образом, индивидуальный подход в первую очередь требует от педагога умения определить причины трудностей в обучении в каждом отдельном случае.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru