Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №62/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛЬНОЕ ВРЕМЯ

Время – ключ ко многим вопросам и главный наш аргумент. Надо уложиться во времени, планировать время, нельзя убивать время… На эффективном использовании времени многие просто помешаны: «Время прошло, а ничего не изменилось! Дикость!» Как будто в человеческой жизни уже не осталось ничего вневременного.
Вот учебный процесс, непрекращающийся и неделимый по сути, он дробится на отрезки: «до», «после», «между», «во время»… Этих сегментов очень много, в них втиснуты отдельные порции знаний, разнесены по классам и учителям. Кто, что и когда сможет сложить из разрозненных кусочков? Не вопрос. Вопрос: как школе работать эффективно? как за единицу времени – за один урок – успеть сделать как можно больше? И чтобы дети быстро, очень быстро все делали: считали, читали, писали, догадывались… Становились конкурентоспособными. Именно сюда направлены силы и деньги.
Неудивительно, что вместо критических мыслей по поводу гонок по вертикали людей посещают мысли попроще: хорошо учат там, где время педагога оплачивается наличными и напрямую. Тогда минуту учебы легко представить в денежном эквиваленте и потребовать этой самой эффективности!
Что радует бесплатного ученика и раздражает платного, так это время, потраченное впустую. «Привет! – читаю электронное письмо. – Недавно у меня был урок, на котором мы прослушивали много диалогов с кассеты. В очередной раз удивилась, почему такая хорошая школа с достаточно высокими ценами не может себе позволить приобрести хотя бы самые дешевые CD-магнитофоны? Эта тягомотина с прокрутками в поисках нужного диалога заняла у нас в общей сложности около пяти минут урока, если не больше! Мало того что из этих минут потом складываются часы, во время этих пауз рассеивается концентрация внимания и учебный настрой! С уважением, Ксения»
А рядом лежит список двадцати параметров, по которым ученики массовой школы определяют хорошую школу. Открывает список “Сокращение учебного времени”: количества уроков в день, длины учебной недели и четверти, отсутствие заданий на дом или уменьшение их.
И это важный вопрос: может ли учебное время не мешать, а помогать образовательному процессу?

Людмила КОЖУРИНА

«То, что без часов незаметно»
Как мы с ребятами осваивали основные характеристики времени

До школы ребенок погружен в нерасчлененное время. Его ориентация во времени осуществляется стихийно. В школе время включено в содержание всех без исключения школьных дисциплин, но нигде не изучается как самостоятельное понятие. И мы провели с младшими школьниками несколько занятий по ключевым характеристикам времени: последовательности, длительности, синхронности и их соотношению.

Что после чего
…идет, следует, бывает, стоит, слышится, случается, наступает? Для дошкольника и младшего школьника удобным контекстом стали сказки и фольклорные праздники. Все дети могут представлять последовательность, состоящую из трех–семи элементов. Но представляют они ее циклично: прошлое-настоящее-будущее – надписи на круглом листе.

Календари
Разглядываем словари, энциклопедии, календари разных лет и типов: перекидной, отрывной, табель-календарь, «вечный» календарь, рассчитанный на 20 лет. Дети, просмотрев множество календарей и сравнив их друг с другом, сами замечают: «И день недели будет тот же, и число то же, но год будет другой». Появляется вектор, направленный из прошлого в будущее.
Одна минуточка
Субъектный опыт в этом возрасте содержит ситуативную оценку временного интервала, например: «одну минуточку» – в значении «сейчас», «целый час» и «весь день» – в значении «очень долго». Метафорическое время, как в сказке: «долго ли, коротко ли», «быстро сказка сказывается, да не скоро дело делается».
Тогда возьмем, например, понятие «интервал». В опыте детей это пробел у пишущей машинки и на компьютере, промежуток между несколькими волнистыми линиями. В словаре это понятие связано с установкой кольев в виноградниках, поэтому разметку на шкале легко соединить с представлениями детей.

Приборы
Ключевой момент в работе с длительностью – это изготовление своих измеряющих время приборов. Здесь, как и в работе с календарем, важен момент «присвоения» модели. Практические упражнения наполняют абстрактное понятие времени живым смыслом. Мы делали песочные часы. В результате изготовления макетов у учащихся появилось желание сравнить длительность пересыпания песка самодельных часов с показаниями механических часов. Связался их субъектный опыт с традиционным измерением времени.

Рисование синхронности

«Нарисуй то, что бывает одновременно». При этом 90% ребят удерживают два вида собственной деятельности, 10% – три. В жизни школьника постоянно требуется распределение внимания между процессами, протекающими одновременно, например: слушать, писать и контролировать позу при письме; бежать, соблюдая дистанцию; танцевать, слушая музыку и чувствуя партнеров по движению.

Что мы делаем вместе?

Пение под музыку, начало соревнований по свистку, написание диктанта – это деятельность, основанная на согласовании разных действий. Развивая у детей способность работать синхронно друг с другом как в одном действии, так и в разных действиях, объединенных общей деятельностью, обучая их распределять внимание между процессами, происходящими одновременно, мы закладывали у них представление о синхронности (одновременности).

Живое время
Проигрываем сцены. Группа из трех или четырех человек придумывает образ времени и демонстрирует его остальным. После того как просмотрены все групповые работы, проводится обсуждение. Среди представленных образов наиболее распространенным было движение в заданном темпе и ритме одного или нескольких учащихся с последующим соединением этого образа с устройством часов. Совмещение темпов секундной, минутной и часовой стрелок.

Искривленное время
Мы установили, что различие в субъектном опыте детей 20–60-х гг. и детей последнего десятилетия состоит в том, что в мифологии современного ребенка живет идея параллельных миров, он знаком с понятием «расширение (сжатие) времени и пространства».

Софья ЛУЦКОВСКАЯ, психолог


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru