Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №61/2005

Первая тетрадь. Политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН 
 

Крис ХАНТ

Проверка на соответствие

Урок, который тесты дают детям

Мы уже учимся вовсю: повторяем пройденный материал и внимательно проверяем, как ученики усвоили урок. Наиболее актуальная форма проверки знаний – тестирование. Просто, быстро, вроде бы объективно. Но вот в Америке в эти дни ширится движение противников тестирования. Люди стремятся повлиять на чиновников и педагогов, убедить всех заинтересованных лиц, насколько вредна для настоящего образовательного процесса и для ребенка такая на вид безобидная форма работы. Какие же доводы они приводят?

Зачем педагог прибегает к тестированию? Чтобы выяснить, как ученик усвоил программу. Однако прежде всего тест выявляет то, что ребенок не усвоил. Значит, цель не достигается.
Дети исследуют мир, обучаются, опираясь на свой опыт. И не сдают никаких тестов, чтобы понять, что они узнали. Их увлекает сам процесс познания. Если все же ребенок в чем-то не разобрался, он остается до поры до времени в счастливом неведении. И однажды, осознав свое невежество, дети принимаются изучать неведомое. Но тут-то благодаря взрослым они узнают, что есть ответы правильные и неправильные. Дети начинают сомневаться в себе, бояться ошибок. Им хочется быть правильными. Они перестают исследовать, они начинают заучивать наши правильные ответы.
Таким образом, тестирование становится препятствием для развития ребенка. Особенно в начальной школе, в период, когда малыши должны бесстрашно совершать ежедневные открытия.
В чем смысл тестирования? Группа учеников получает определенную дозу информации, а тест проверяет, насколько эта порция переварена. Подразумевается, что учитель настолько всемогущ, что способен донести одну и ту же информацию до всех своих учеников, совершенно разных по характеру, способностям, особенностям восприятия и мышления. Если ребенок понял урок, это доказывает талант учителя. Если не усвоил – виноват ученик: глуп, рассеян, ленив.
Мы понимаем: разным детям нужно объяснять одно и то же по-разному. Значит, и проверять усвоенное нужно разными способами. А тест – один для всех.
Давайте признаемся: истинная цель бесконечных тестов – научить детей послушанию. Убедить в том, что есть люди, которые вправе проверять остальных на соответствие предложенному образцу.
Представление о собственных недостатках, слабостях, отсутствии знаний или умений необходимо человеку. Это заставляет нас прикладывать усилия, намечать цели, рассчитывать шаги на пути к совершенствованию.
Можно придумать много способов, как помочь ребенку увидеть свои слабые места. Однако ученик должен сам оценивать уровень своей подготовки, сравнивая себя не с внешним стандартом, а с самим собой. И умение писать с меньшим количеством ошибок не делает ребенка лучше. Тем более такие вещи не должны влиять на судьбу, на будущее детей.
Я учился в школе в Великобритании. Заканчивая среднюю школу, мы сдавали тесты, от результатов которых зависело, где мы продолжим обучение: в старшей школе, открывающей путь к дальнейшему образованию, карьере, или в профессиональном училище, где преподавали только самые элементарные навыки. Я тест написал хорошо, а мой брат плохо. Меня зачислили в школу, его – в училище. Оба здания располагались на холме, школа – на вершине, училище – пониже, в тени, которую отбрасывало школьное здание. Выходя во двор, мы могли видеть друг друга, переругиваться через забор. Взаимные оскорбления, насмешки, даже потасовки случались довольно часто.
Моему брату повезло. Он увлекся музыкой, начал играть в ансамбле. Музыка помогла ему пережить унизительную ситуацию. Он знал, что сумеет подняться. Но эту надежду дала ему вовсе не школа.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru