Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №59/2005

Первая тетрадь. Политика образования

ДОКУМЕНТЫ №118 
 

На вопросы отвечает экономист
Владимир МАЛЮТИН

Наши консультации

Три или четыре года работала по совместительству в детском саду, преподавала английский. Но записи в трудовой книжке об этом нет, договоров у меня не осталось, есть только справка из детсада, что я там работала. Относительно стажа мне сказали, что надо поднимать архивы, но им некогда, да и в стаж это не идет. Сейчас проблема стала актуальной, так как преподавателям собираются платить по стажу. Идет ли указанная моя работа в трудовой стаж и если идет, то как это оформить?

В трудовой стаж идет любая работа. В вашем случае фактически работа выполнялась в детском дошкольном образовательном учреждении, работа велась с детьми. По общему правилу выполнение такой работы в течение 25 лет дает право на назначение трудовой пенсии до достижения общеустановленного возраста выхода на пенсию. Вполне, однако, возможно, что в конкретном перечне, которым пользуются работники Пенсионного фонда, наименование этой должности может отсутствовать – это ошибка. Для защиты своего права на пенсию следует обратиться в суд с иском к Пенсионному фонду. В этом случае ПФ должен будет представить обоснование для отказа посерьезнее, чем: «в нашей инструкции нет».
Точно так же руководство вашего учреждения обязано предоставить необходимые сведения о стаже, не ссылаясь на отсутствие времени, либо указать архив, где эта информация находится.

Какую недельную нагрузку может иметь администрация школы и каким документом можно руководствоваться? Может ли администрация проводить замещение уроков и получать оплату как за разовые часы? Есть ли предельная нагрузка?

Согласно Трудовому кодексу объем трудовой нагрузки в нашей стране установлен продолжительностью 40 часов в неделю. Однако для педагогических работников установлена сокращенная продолжительность рабочего времени – не более 36 часов в неделю. В пределах этого времени в зависимости от специальности и условий работы установлен нормативный объем работы в часах в неделю, за выполнение которого выплачивается ставка заработной платы.
Этот же норматив объема работы используется при определении ставок почасовой оплаты труда совместителей, посторонних нештатных работников и руководящих работников образовательного учреждения, выполняющих педагогическую работу в собственном и стороннем учреждении образования. Предельный объем учебной нагрузки (преподавательской работы), которая может выполняться в том же образовательном учреждении руководителем учреждения, определяет собственник имущества учреждения либо уполномоченное собственником лицо (орган), а объем учебной нагрузки (преподавательской работы), которая может выполняться в том же образовательном учреждении другими работниками, ведущими ее помимо основной работы (включая заместителей руководителя), – определяется самим образовательным учреждением. Преподавательская работа в том же образовательном учреждении для указанных работников совместительством не считается.
Преподавательская работа лицам, желающим выполнять ее помимо основной работы в том же образовательном учреждении (включая руководителей), а также педагогическим, руководящим и иным работникам других образовательных учреждений, работникам предприятий, учреждений и организаций (включая работников органов управления образованием и учебно-методических кабинетов) разрешается с учетом мнения выборного профсоюзного органа и при условии, если учителя, для которых данное образовательное учреждение является местом основной работы, обеспечены преподавательской работой по своей специальности в объеме не менее чем на ставку заработной платы.

В 1980 г. закончила пединститут и начала работать учителем биологии и химии в средней школе. Через два года и в течение последующих двух лет я работала руководителем кружка в Доме пионеров, а в последующие годы – организатором по внеклассной и внешкольной воспитательной работе в школе и затем снова учителем. Общий мой трудовой педагогический стаж в учреждениях образования (общеобразовательная школа, Дом пионеров) к 15 августа 2005 года составил 25 лет. Правильно ли, что Пенсионный фонд исключает из моего стажа годы работы в должности руководителя кружка в Доме пионеров?

Согласно Трудовому кодексу в общий трудовой стаж включается вся выполнявшаяся работа. Однако в педагогический стаж, дающий право на некоторые льготы, может быть включена только работа, выполнявшаяся на определенных должностях в определенных учреждениях. В частности, надо отметить, что дома пионеров относятся к образовательным учреждениям дополнительного образования и должность руководителя кружка в них не тождественна должности учителя в общеобразовательной школе. Поэтому простого механического суммирования педагогического стажа может не получиться.
По общему правилу в педагогический стаж работнику учреждения дополнительного образования засчитывается работа в должности педагога дополнительного образования (так она должна и называться). Поэтому уточните еще раз наименования должностей, которые вы занимали. В крайнем случае недостающие годы педагогического стажа можно компенсировать педагогической работой в другие периоды. Правда, при длительных перерывах в работе педагогическую должность можно занимать после определенной переподготовки (прохождения аттестации).

Ситуация такая. Я работаю в школе заведующей библиотекой, живу в коммунальной квартире с несовершеннолетней дочерью. Администрация поселка выделяет мне отдельную квартиру, но с тем, чтобы я передала им комнату в коммуналке. Я на это согласилась, но для этого мне надо расприватизировать комнату, однако я не получила на это разрешения органов опеки. Органы опеки ссылаются на то, что при этом ребенок останется без частной собственности. Надо, говорят, подавать в суд, а ведь судебные издержки мне надо будет оплачивать. Мне сказали, что в начале лета Госдума приняла закон, по которому можно будет продавать квартиры, проводить обмен без согласия органов опеки. Если есть такой закон, то все проще, а если нет, то что мне делать?

Вы в своем конкретном деле решили, что споткнулись об органы опеки. На самом деле речь идет о защите права ребенка на занимаемое им (совместно с вами) жилое помещение. Очевидно, представители органов опеки не увидели в ваших документах на новую квартиру, что предоставляется она вам с несовершеннолетним ребенком?
Проверьте правильность и полноту оформления ордера. В остальном повнимательнее прочитайте Жилищный кодекс РФ (он вступил в силу с 1 марта текущего года). Вы действительно свободны в распоряжении принадлежащей вам жилой площади с учетом интересов совместно проживающих с вами лиц, особенно несовершеннолетних детей. Что касается судебных пошлин (издержек), то возможно, что с учетом конкретных обстоятельств суд сможет освободить вас от их уплаты, но для этого в случае необходимости стоит обратиться в суд.

В марте 2005 г. наш лицей проходил очередную аттестацию. В справке «О работе учителей начальных классов…», составленной компетентными сотрудниками кафедры начального образования Орловского ИУУ, которые являлись и членами областной аттестационной комиссии, в частности, зафиксировано: «Признать неудовлетворительной работу МО начальных классов… слабо, без знания дела осуществляется контроль за работой учителей заместителем директора по УВР А–ой, которой отсутствие базового образования не позволяет правильно анализировать учебно-воспитательный процесс… Администрации школы следует решить вопрос о замене руководителя МО и заместителя директора по УВР».
Это мнение не было доведено администрацией лицея до сведения коллектива и тщательно скрывается. Убедительно просим вас на страницах ближайших номеров ответить на следующие вопросы: кто должен был проконтролировать и в какие сроки исполнить предложения, содержащиеся в справке (о замене…)? Кто ответствен за то, что работа бывшей до этого лучшей в области начальной школы за один год была фактически развалена человеком, не соответствующим этой должности? Имеет ли право этот несостоявшийся заместитель директора по УВР еще и аттестоваться в следующем году?

Это длинное письмо подписано группой учителей. Я уже неоднократно писал, что не верю в групповые письма: скорее всего пишет кто-то один и уговаривает других подписаться. А ответы на поставленные вопросы будут простыми. Начнем с последнего. Каждый, кто считает себя компетентным и способным занять определенную должность, может подать заявление и аттестоваться. Здесь важен вопрос самооценки и совести претендента. Я могу претендовать на должность замдиректора по УВР, правда, любая аттестационная комиссия отклонит мою кандидатуру из-за отсутствия специального образования и опыта работы, но рассмотреть будет обязана.
Ответственным за все, что происходит в учреждении образования, всегда является его директор и учредитель (владелец имущества). К ним и следует обращаться с обоснованными претензиями. А почему такого якобы негодного, как нам пишут, человека оставляют на должности? Да потому, что никто в установленном законом порядке его «непригодность» не подтвердил. Что, есть решение аттестационной комиссии? Нет! Есть мнение отдельных лиц, которые «являлись членами областной аттестационной комиссии», но это не решение самой комиссии. Есть мнение анонимной «группы учителей» с серьезными претензиями к должностному лицу, но на основании чего директор школы или руководитель управления образования обязан принять кадровое решение о снятии человека с работы? Может, просто счеты сводят? А суд восстановит!

Автор письма в газету работал на разных должностях (руководитель кружка, учитель технического труда) и в различных учреждениях (детский парк, санаторная школа). Положение осложняется тем, что в разных учреждениях он и тарифицировался по-разному: где на 0,6 ставки, где – на 0,94 ставки. Теперь пришло время оформлять досрочный выход на пенсию – в Пенсионном фонде говорят, что и учреждения не так назывались, и должности были не такие, и полного времени работы (педагогического стажа ) не набирается.

Вопросов таких много. Что делать? Оказывается, любое дело можно загнать так, что делать уже ничего не нужно: поздно. Даже бывшие директора (нынешние пенсионеры) говорят, что они и не знали, как надо было правильно оформлять документы.
Я в нашей газете-вкладке «Документы» пишу уже более пяти лет. И все это время мы настоятельно советуем: обращайте внимание на правильность записей в приказах, в трудовых книжках, на их соответствие нормативным документам. Результаты в буквальном смысле плачевные. Можно только посоветовать: не впадайте в панику, еще раз проверьте документы.
Сделать это надо не только тем, кто завтра выходит на пенсию. Вся необходимая документация есть в органах социальной защиты и в Пенсионном фонде. При необходимости можно обратиться и в суд.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru