Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №59/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

УРОКИ БЕЗ ЗВОНКА 
 

Фото А.СТЕПАНОВАЕще совсем недавно казалось, что без помощи школы дать ребенку нормальное образование невозможно.
И какие бы минусы ни несла с собой школьная жизнь, родители закрывали на это глаза – ради будущего своих детей.
И вдруг в условиях открытого информационного общества случился неожиданный поворот. Все большее количество родителей начали вообще отказываться от услуг школы. Потому что оказалось, что в современном мире решение традиционных школьных задач («знания – умения – навыки») вовсе не требует школьного формата. Всего этого можно добиться, не прибегая к помощи специально обученных педагогов и традиционных школьных методик. И к тому же – без сопровождающих школьное обучение психологических издержек.
Таким образом, нарастающее в мире движение домашнего образования стало не только зеркалом школьных проблем, но и вызовом, который современное информационное общество бросает школе.
Мы все больше и больше живем в мире, в котором у школы уже нет монополии на образование. И потому динамичность школы, способность ставить новые образовательные цели и создавать новое учебное содержание – единственное условие ее полноценного выживания.  

Почему вы выбрали для своего ребенка семейную форму обучения? –

cпросили пап и мам педагоги московской школы № 71. Ответы оказались очень содержательными, обнажающими многие проблемы современной школы

1) Воспоминание у родителей о массовой школе «хуже, чем об армии» (сын, 2 класс, первый год на семейном обучении).
2) При обучении в семье ребенок более осознанно и ответственно, особенно в старших классах, относится к процессу образования (дочь, 10 класс, четвертый год на семейном обучении).
3) Мама: «Я не очень доверяю гос. обучению в классах по 30 человек. Там убивается индивидуальность, воспитываются комплексы и т.д.» (дочь, 2 класс, второй год на семейном обучении).
4) Творчески одаренный ребенок может получить образование только при индивидуальном подходе, что невозможно в общеобразовательной школе (сын, 9 класс, третий год на семейном обучении).
5) Верующей семье отдавать ребенка в массовую школу просто опасно из-за того, что школа не в состоянии обеспечить ни физическую, ни моральную безопасность (сын, 10 класс, десятый год на семейном обучении; сын, 3 класс, третий год на семейном обучении, многодетная семья).
6) Атмосфера обучения в семье существенно мягче, чем в общеобразовательной школе, а результат – лучше. С годами ребенок начинает учиться самостоятельно, а кроме того, огражден от влияния подростковых искушений (дочь, 11 класс, восьмой год на семейном обучении).
7) В общеобразовательной школе интерес к учебе у мальчика угас. Благодаря индивидуальному подходу интерес к учебе удалось восстановить в течение нескольких лет. Сейчас появилась надежда, что Дима поступит в институт (сын, 11 класс, третий год на семейном обучении).
8) Ребенок вошел в конфликт с учителями настолько, что обучение фактически остановилось. Единственной альтернативой было семейное образование (сын, 8 класс, третий год на семейном обучении).
9) Ребенок со слезами на глазах с 1 класса отказывался ходить в школу, часто болел. Перевели в другую школу. Там, на второй день, ему подставили подножку, в результате чего он получил сильное сотрясение мозга. Когда вылечили и привели в школу, он устроил истерику. Пришлось забрать из школы (сын, 4 класс, второй год на семейном обучении).
10) В школе Миша учился хорошо. Как-то классный руководитель при всех оскорбила мальчика. У ребенка произошел стресс, по ночам он не спал, пришлось обратиться к психологу. Он категорично отказался ходить в школу, и до сих пор Миша старается обходить здание школы (сын, 7 класс, третий год на семейном обучении).
11) Для нашей семьи очень важно, чтобы на ребенка даже не повышали голоса. Со временем появились другие причины: он научился самостоятельно работать и стал понимать, что его образование нужно ему самому (сын, 9 класс, восьмой год на семейном обучении).
12) На сегодняшний день я не вижу ни одной школы, которая могла бы обучать детей так, чтобы у них в голове хоть что-нибудь оставалось. Либо чрезмерно большая нагрузка, либо отсутствие внимания учителей к ученикам, в результате – дети «проходят» мимо знаний (дочь, 9 класс, третий год на семейном обучении; сын, 7 класс, второй год на семейном обучении, многодетная семья).
13) Старший сын не мог выносить агрессии со стороны учителей. Он очень болезненно реагировал, если вдруг учитель начинал обзывать или пытался унизить ребенка. Младший же, насмотревшись на мучения брата, выбрал обучение в семье (сын, 9 класс, четвертый год на семейном обучении; сын, 3 класс, третий год на семейном обучении).
14) Мы считаем, что при семейной форме обучения сохраняется интерес к учебному процессу, ребенок меньше устает физически и психологически. Не испытывает влияние класса (в школьном понятии «толпы»), что может подавлять личность. Остается свободное время для чтения, прогулок, любимых игр и занятий (сын, 1 класс, первый год на семейном обучении; дочь, 5 класс, четвертый год на семейном обучении, многодетная семья).
15) Мальчик оказался «слишком умным» для учителей школы, в которой он учился (сын, 9 класс, третий год на семейном обучении).


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru