Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №57/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ №50 
 

Борис БУЛЮБАШ,
Нижний Новгород

Публикация статьи произведена при поддержке центра изучения английского языка на Рязанском проспекте «Английский образовательный центр». «Английский образовательный центр» предлагает записаться на курсы английского языка в Москве. Посетив официальный сайт образовательного центра, который располагается по адресу http://english-tc.com Вы сможете подробно ознакомиться с предлагаемыми программами обучения и прочесть отзывы учащихся. Использование эффективных образовательных методик, опыт и профессионализм репетиторов центра позволят в самые быстрые сроки овладеть английским языком.

Естествознание по-английски

Это не только интеграция двух дисциплин, но и опыт новых взаимоотношений с коллегами и учениками

Мы привыкли к тому, что термин «международное сотрудничество» к школьным педагогам не имеет ни малейшего отношения. Еще несколько лет назад так думали и учителя Чебоксар, Ангарска, Нижнего Новгорода... Однако сейчас сотрудничество с российскими и британскими коллегами стало для них существенной и необходимой частью профессиональной жизни. Иной взгляд на междисциплинарные связи, на возможности ученика и учителя, на задачи привычного предметного курса; другие формы и уровень профессионального общения – все это результаты межрегионального проекта, состоявшегося в России при поддержке Британского Совета.

К вопросу о глобальном потеплении

Полтора года назад девять школ из семи регионов Российской Федерации – из Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Чебоксар, Красноярска, Ангарска, Томска и Екатеринбурга – включились в межрегиональный проект “Science for nonscientists”. Суть работы заключалась в использовании британского учебника Science for Public Understanding в разном формате.
Непривычной для российских учеников и педагогов стала интеграция таких предметов, как английский язык и естествознание. Ведь, несмотря на постоянные разговоры о межпредметных связях, они в школе как-то не приживаются: и привычки нет, и курсы не разработаны.
В проекте же интеграция стала естественной и неотъемлемой частью работы. Как и интенсивное сетевое общение педагогов и ребят, участвующих в проекте. К сожалению, сетевые конференции или интернет-журналы пока не слишком широко используются детьми и педагогами. Для многих российских школ это скорее экзотика.
А школьники – участники проекта могли на завершающей его стадии попробовать свои силы в сетевой конференции, проведенной научным интернет-журналом www.sced.nnov.ru. Главной темой конференции было объявлено глобальное потепление, а в своих докладах ребята попытались ответить на семь вопросов, среди которых были, например, такие: «Надежны ли измерения уровня двуокиси углерода, на которых основываются прогнозы глобального потепления?» Или: «Попробуйте сопоставить освещение темы глобального потепления на страницах двух авторитетных сетевых изданий: что общего и что различного». То есть ученики столкнулись с необходимостью не воспроизводить прочитанное в учебнике, а проводить самостоятельные исследования, делать выводы, анализировать тексты, на знакомство с которыми в традиционной школе редко остается время.
Оценивание докладов тоже отличалось от привычного школьного. Каждая работа оценивалась по десятибалльной системе учителями-экспертами.
Помимо виртуального общения проект предусматривал и реальную встречу педагогов на итоговом семинаре в Нижегородском институте развития образования (НИРО). Среди участников семинара были представители администрации школ и гимназий из Санкт-Петербурга, Красноярска и Нижнего Новгорода, учителя английского языка, биологии и физики гимназий Ангарска, Чебоксар, ученые и педагоги Нижнего Новгорода.
По мнению участников семинара, работа с британским учебником стала основой сложившегося в результате проекта сетевого сообщества учителей, представляющих разные дисциплины и разные регионы. Именно такое – сетевое – сообщество обладает наибольшими возможностями для определения плюсов и минусов разных подходов к преподаванию естественно-научных дисциплин в профильной гуманитарной школе.
Событием семинара стал англо-российский открытый урок на тему “Доказательства и опровержения в истории астрономии”. Информацию об этом семинаре можно найти на британском сайте www.scpub.org, посвященном апробации учебника Science for Public Understanding.

Планы и перспективы развития

Оценивая результаты проекта, организаторы провели среди участников опрос по его итогам. И ученики, и педагоги отмечали, что привлекательность учебника в значительной степени обусловлена его иноязычностью и инокультурностью.
Для российской школы давно назрела необходимость соотнести задачи курса естествознания в профильной гуманитарной школе с задачами построения гражданского общества.
В этом контексте особенно актуальной становится разработка методических пособий по преподаванию элективного курса “Естествознание для гражданского общества”. В таких пособиях важно отразить одну из главных особенностей – перевод в статус научно-исследовательских тех проблем, которые в нашем образовании традиционно относятся к чисто социальным. В качестве примера можно привести тему “Риски и угрозы здоровью”. Разработчики будущих пособий, без сомнения, смогут использовать формат британского учебника, наполняя его содержанием, привычным для российских школьников и учителей.
Как положительный итог проекта взрослые участники опроса назвали формирование банка англоязычных текстов научно-популярной тематики и разработку пакета методических материалов по работе с ними на уроках английского языка.
А школьников главным образом привлекло проведение регулярных сетевых конференций с общей тематикой “Наука и гражданское общество”. Кстати, региональными центрами отбора докладов к следующей конференции могли бы стать школы – участники проекта Science for nonscientists.
И уже в октябре в Нижнем Новгороде в рамках этого сотрудничества пройдет видеоконференция «Современная наука и социальные риски». А продолжить свое профессиональное общение педагоги смогут во время рабочей встречи в Москве.
Практически всем участникам проекта представляется перспективным сотрудничество с британскими партнерами по разработке методов оценивания компетенций школьников в связи с введением в российской профильной гуманитарной школе курса “Естествознание”.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru