Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №56/2005

Вторая тетрадь. Школьное дело

Я ИДУ С УРОКА
НЕШТО ПОПРОБОВАТЬ?

“Ничего не поделаешь, ученья без ошибок не бывает”, – с тяжким вздохом сожаления говорят учителя и родители. А мы убеждены, что ошибка – это вовсе не какие-то досадные издержки обучения, а совершенно необходимая для любого ученика вещь. Стремление учителей так объяснять материал, чтобы в ученических тетрадках уж сразу все было бы без сучка без задоринки, кажется нам каким-то недоразумением. Или очередной утопией. Вроде “теории бесконфликтности” в драматургии сталинских времен.
Потребовалась “оттепель”, чтобы учителя смогли наконец понять идею Л.В. Занкова: когда на уроке очень легко, то детям становится скучно и они начинают потихоньку тупеть. Оттого и успеваемость падает.
И вот передовые педагоги стали думать, как бы интенсивность и насыщенность уроков увеличить. И только было начали чудить, как вдруг оказалось, что ученики ошибаться стали также “интенсивнее” и “насыщеннее”. Учителя испугались – и на попятную.
Сегодня в учительском отношении к ошибкам мы встречаем две крайности. Одна – панический страх и как следствие избегание ситуаций творчества, самовыражения, свободного сочинительства (все по образцу, только канонические упражнения из учебника и так далее).
Другая крайность – смакование ошибок. Когда в любом детском ляпсусе видится чуть ли не “шедевр”. Когда с какой-нибудь “гениальной” детской ошибкой носятся как с писаной торбой. Между тем ребенок от столь пристального внимания взрослых к его ошибке испытывает чуть ли не культурный шок. Это загоняет его в тупик – тут уж не до развития.
Большинство детских игр построено на добровольном преодолении ошибок (только не тех, что увидел взрослый), на желании в конце концов не ошибаться. И зря учителя считают, что если, выполняя игровое задание, ученики умудряются ошибок не допускать, то это заслуга учителя. Скорее, наоборот, это заслуга учеников.
В том-то и заключается секрет профессионального мастерства учителя – как можно чаще создавать на уроке ситуации, в которых любой ученик, даже самый разотличник, может вдоволь наошибаться.

Вячеслав БУКАТОВ, Мария ГАНЬКИНА

Мастерская ошибок

Некоторые учителя и не прочь бы на своих уроках использовать игровые задания, да вот беда – ученики много ошибок делать начинают. Описки, опечатки, огрехи, оплошности… А ведь по современным школьным меркам урок считается хорошим, если большинство учеников (а в идеале – весь класс) не допустили ни одной(?!) ошибки. Но ведь ошибки-то как раз и указывают на то, что ученики учатся на самом деле! Если же они ошибаться перестают, то, стало быть, им и учиться уже незачем.

Слюнявый верблюд
Про то, как на уроке русского языка спланировать такую работу, чтобы и ошибиться было не грех

В методичках для учителей русского языка часто рекомендуется при изучении или повторении прилагательных каждому ряду давать по какому-нибудь существительному, чтобы ученики подбирали соответствующие прилагательные – кто больше?
Это одна режиссура. Но можно организовать работу и так, чтобы все три ряда (а лучше три-четыре группы или команды) с помощью прилагательных описывали бы что-то одно, например, какое-то животное. Ведь ученикам полезно попадать в ситуации, где полученные результаты сравниваются не то что по необходимости, а неким естественным образом, благодаря природному любопытству.
Представим: доска поделена на три части и для всех команд объявляется, например, верблюд (хорошо бы повесить его изображение на доску или попросить учеников найти верблюда в каком-нибудь учебнике). И вот посыльные начинают бегать к доске и впопыхах записывать прилагательные. Появление любого слова в одной из колонок – своеобразная подсказка, трамплин для фантазии.
Ученикам в команде казалось, что все возможные прилагательные они уже перебрали, как вдруг соседи на доске старательно выводят слюнявый, которое, несмотря на свою корявость, одним по ассоциации подсказывает– тощий, другим – костлявый, третьим – рыжий или грязный и т.д.
При такой режиссуре урока дети могут на доске жуть как много ошибок наделать. Любых – и орфографических, и стилистических. И пожалуй, среди придуманных прилагательных какие-то будут столь заковыристыми, что для их правописания придется заглянуть в словарь не только ученикам, но и самой учительнице. (Но разве вся эта дидактическая свистопляска не для того была затеяна?)

Свет клином
Про то, как добиться игровой вариативности на математике

В одном из учительских писем рассказывалось о таком игровом ходе на уроке математики. Класс решает четыре примера, числа ответов по порядковому номеру в алфавите переводят в буквы – получается слово свет. Теперь ученикам нужно назвать пословицу с этим словом (она будет девизом данного урока).
Такая режиссура урока связана, конечно, с весьма основательной подготовкой: учителю нужно выбрать поговорку, зашифровать букву, составить примеры с нужными ответами. Все замечательно… Но если говорить о социоигровом стиле, то он помимо игровых элементов связан еще и с режиссурой непредсказуемой вариативности. Так, если ученики называют пословицу только ту, что и ожидал учитель (“Ученье – свет, а неученье – тьма”), то какую же вариативность можно тут запланировать учителю?
Ну, например, дать каждой команде по книжке-справочнику с пословицами и поговорками или по какому-нибудь учебнику (зоологии, географии или даже “Родному слову” для начальных классов) и предложить командам за одну минутку найти в книжке (или с помощью книжки) пословицу или поговорку, как-то со светом связанную.
Что именно команды найдут и на какой странице – непредсказуемо. И это, конечно, окрыляет учеников…
Кто-то, возможно, ни пословицу, ни поговорку в доставшейся зоологии не найдет, но что-то в учебнике может надоумить (как “свет в окошке”) припомнить пословицу или поговорку, когда-то слышанную дома, по радио или в кино. Ведь на “учительской” пословице, как говорится, “свет клином не сошелся”!
Или вот еще такой способ. Если команда (рабочая группка, ряд) решила все примеры, то, пока другие продолжают возиться с вычислениями, ей предлагается вспомнить пословицы и поговорки, связанные с теми числами (или цифрами), которые получились в ответах.
Как вы понимаете, тут могут появиться и “семеро одного не ждут”, и “не имей сто рублей, а имей сто друзей”, и некие устойчивые фразеологизмы типа: “Али-Баба и сорок разбойников”. А уж синтаксис и орфографию “победителей”, возможно, придется разбирать всем классом, хоть по расписанию и идет математика.
Но ведь подобные разборы математике только на пользу!

Вячеслав БУКАТОВ


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru