Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №56/2005

Первая тетрадь. Политика образования

ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ

...Отдадим работу в хорошие руки
Промышленности не хватает квалифицированных рабочих.
Выход один – вновь налаживать взаимодействие с системой НПО и СПО

wpeBE.jpg (45310 bytes)

Недавно известный россиянам по своим телевизорам завод «Рубин» проиграл тендер на 750 миллионов долларов. Предприятие соответствовало всем конкурсным условиям, кроме одного: на огромном заводе не нашлось достаточного количества квалифицированных рабочих.
Случай с «Рубином» – характерный для российской промышленности и экономики. В чем причины такой ситуации? Ответить на этот вопрос попытались на круглом столе «Кто и где подготовит рабочего?», состоявшемся в РИА «Новости».

– Сегодня в общественном сознании доминирует схема школа – вуз, – говорит президент Союза директоров ссузов, директор Красногорского оптического колледжа Виктор Демин. – А ПТУ считают уделом неудачников.
Слова Виктора Демина подтверждаются данными статистики.
– В этом году в вузы поступили 1 миллион 400 тысяч абитуриентов. И почти столько же выпускников закончили школы, – рассказал директор Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки Исаак Калина.
– Сегодня в экономике страны заняты всего 13% работников с начальным профессиональным и 26% – со средним профессиональным образованием, – сообщила начальник отдела нормативно-методического обеспечения развития структуры, содержания, технологий и кадров профессионального образования Минобрнауки Вера Гринько.
– А между тем в Московской области, например, 77% вакансий – это рабочие специальности, – сказал Валерий Лукин, директор Балашихинского центра занятости населения города Балашихи, где располагается завод «Рубин», не сумевший набрать достаточного числа рабочих рук. – Только 11% школьников хотят быть квалифицированными рабочими. А ведь зарплата, например, начинающего токаря в Московской области – 6–15 тыс. рублей, а инженера – 6–12 тысяч.
Исаак Калина обратил внимание собравшихся еще на один весьма парадоксальный аспект проблемы:
«Коммерческие структуры платят рабочим мизерные зарплаты, выжимают их как лимон, а затем заменяют другими. Они могут так поступать, потому что в подготовку этих рабочих не вложили ни копейки».
Это замечание обидело тех работодателей, для которых кадровая политика стала основой процветания.
– Мы сообщаем учебным заведениям, какие кадры нам нужны, по какой программе их следует готовить, – рассказал директор по персоналу концерна «Линдегаз» Евгений Грива. – Выплачиваем им стипендии, пока они учатся, финансируем материальную базу профессиональных училищ. Все это менее затратно, чем искать готовых специалистов, которые неизвестно сколько у нас проработают.
– Пять лет назад мы заключили договор о социальном партнерстве с градообразующим предприятием ОАО «Родники-Текстиль», – рассказал директор ПТУ № 46 Родниковского района Ивановской области Владимир Сумин. – Теперь наши учащиеся и преподаватели получают надбавки и премии, существует система грантов для лучших учащихся. Но это заставляет нас уделять особое внимание качеству подготовки рабочих. Под эту задачу корректируются учебные программы и план набора. Ежемесячно ученики проходят производственную практику в цехах предприятия, за каждым из них закрепляется наставник из числа опытных рабочих. Представители предприятия принимают участие в квалификационных экзаменах и защите дипломов.
– Но подготовить квалифицированного специалиста – это полдела. Важно удержать его на предприятии, – раздалась реплика из зала.
– Мы нашли способы материально стимулировать начинающих рабочих, – рассказал Евгений Грива. – Например, за совмещение основной и двух смежных специальностей, каждая из которых должна быть освоена по максимальному разряду, молодой специалист получает 21 тысячу рублей вместо девяти тысяч. Также каждые два месяца работник повышает свою квалификацию за счет предприятия. Мы стараемся, чтобы рабочие понимали значимость своего труда, свой вклад в общее процветание завода.

Итак, главный вывод «круглого стола»: отношения между образовательными учреждениями и базовыми предприятиями нужно выстраивать на принципиально новой основе – законодательной, экономической, организационной. Сегодня многие учебные заведения, призванные обучать рабочих, но не имеющие под-
держки со стороны базовых предприятий, вынуждены менять профиль: например, машиностроительные ПТУ готовят поваров и парикмахеров, техникумы выпускают бухгалтеров, юристов и даже муниципальных и государственных служащих, хотя все эти специалисты на рынке труда неконкурентоспособны.
В свою очередь, даже крупные заводы, не имеющие связей с профильным ПТУ или ссузом, испытывают острый дефицит в квалифицированных кадрах, что наносит серьезный ущерб их развитию. Например, на Балашихинском литейно-механическом заводе, руководители которого в начале 90-х закрыли профильное ПТУ, теперь, за неимением рабочей силы, вынуждены были прекратить выпуск самолетов престижной модели.
По ПТУ и ссузам больно ударила передача с федерального на региональный уровень: мизерные стипендии учащимся выплачиваются нерегулярно, не хватает денег на питание. А между тем именно в ПТУ поступают дети из малообеспеченных и неблагополучных семей, которые нуждаются в социальной поддержке. И если эту поддержку не оказывает государство, ее могут оказать работодатели – на определенных условиях. Главное, чтобы они были приемлемы для образовательных учреждений и учащихся.

Ольга ДАШКОВСКАЯ


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru