Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №54/2005

Первая тетрадь. Политика образования

ШКОЛА И ВЛАСТЬ

Как относятся эксперты к составлению рейтингов школ по результатам ЕГЭ?

С точки зрения науки о педагогических измерениях такие рейтинги составлять можно. Для этого нужно иметь так называемую представительную выборку по региону. Представительной, или репрезентативной, считается выборка, когда в ЕГЭ приняли участие не менее 70–80% всех выпускников муниципалитета или региона. Не имеет значения, что в одном регионе было 446 участников ЕГЭ по математике, в другом регионе – 10 тысяч. Главное, чтобы на экзамен пришли более двух третей выпускников региона. Предметов ЕГЭ, отвечающих этим требованиям, в России пока два – это русский язык и математика. Они являются обязательными, и их сдают большинство школьников в большинстве регионов. По результатам этих экзаменов регионы можно сравнивать между собой.
Можно сравнивать регион и сам с собой: по годам, по отдельно взятым предметам, по совокупности предметов. Например, если в регионе по одному предмету получается очень высокий, а по другому очень низкий результат, то это дает пищу для размышлений.
Остальные предметы ЕГЭ сдаются по выбору. На них в регионах приходят порой 200–300 человек. В этом и заключается трудность – мы не знаем, кто эти 200 школьников и как они подготовлены. Из года в год на ЕГЭ по иностранным языкам приходят выпускники спец-
школ. Потому и тестовые баллы на этих экзаменах так высоки. Но по этим результатам нельзя, конечно, судить о том, как знают все школьники республики или области иностранные языки. И создавать рейтинги школ или муниципалитетов по результатам малочисленных ЕГЭ по выбору – бесполезно. Специалисты Федерального центра тестирования считают: если на ЕГЭ по одному предмету в крупном регионе пришли меньше 600–700 школьников, то результаты такого госэкзамена не могут отразить реальную картину знаний.
И самое главное. Смысл рейтингования школ или регионов по результатам ЕГЭ заключается в том, что полученным результатам можно доверять. Если доверия к результатам ЕГЭ нет, составление рейтингов лишается смысла. Информация о ЕГЭ должна быть высшего сорта: качественная, надежная и объективная. Для этого ЕГЭ должны проводить независимые организации.
Министерство образования и науки РФ совершило ошибку, передав проведение экзамена органам управления образованием. Они больше других заинтересованы в повышении тестовых баллов. Такая ситуация провоцирует учителей на то, чтобы натаскивать детей на ЕГЭ, а чиновников – на то, чтобы завышать результаты экзамена. Министерство образования и науки РФ и
Рособрнадзор знали это всегда. Они знали, что неизбежно начнется соревнование – у кого тестовые баллы выше. Потому и запрещали составлять и публиковать рейтинги школ.

Светлана КИРИЛЛОВА


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru