Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №54/2005

Первая тетрадь. Политика образования

ПЕРВАЯ ПОЛОСА
ХОД КОНЕМ

«С удовольствием уступлю свое место»
На педсовете в Ярославле Андрей Фурсенко пообещал отдать свой пост тому,
кто найдет способ в два раза повысить учительскую зарплату.
Похоже, министр не сомневается, что такого человека не найдется

Технология проведения ЕГЭ требует существенных изменений. Деньги из Стабилизационного фонда не будут использованы для повышения зарплаты учителям. Учить детей надо по учебникам 70-х годов прошлого века. Никакой приватизации школ не предполагается…
Во время своего визита в Ярославль Андрей Фурсенко сделал целый ряд важных заявлений, касающихся самых актуальных вопросов образования.

В Ярославле министра образования встречали аплодисментами и стихами. Рукоплескали Андрею Фурсенко чиновники областной администрации, а стихи читали ребятишки из малокомплектных сельских школ, которым в день приезда министра подарили очередную партию школьных автобусов.
Андрея Фурсенко несколько смутил столь теплый прием, но он быстро освоился и стал собственноручно вручать сельским школьникам ключи от желтых автобусов, купленных на деньги областного бюджета. Детей, крепко держа за руку, подводили к министру главы районов.
Подгадали к приезду министра не только передачу автобусов сельским школам, но и августовский педсовет. Присутствовавшие на заседании ярославские чиновники попытались несколько смягчить вопросы, которые учителя задавали Андрею Фурсенко. Однако министру все же пришлось достаточно конкретно высказаться по поводу некоторых злободневных проблем.
Начали с малокомп-
лектных школ. Предваряя возможные жалобы и неудобные вопросы, первый заместитель губернатора Ирина Скороходова поспешила сообщить министру, что в Ярославской области школы хоть и закрываются, но педагоги от этого не страдают.
– Ни один учитель из закрытых малокомплектных школ не ушел в никуда, все они остаются в системе образования, – заявила Ирина Скороходова. – Если у вас есть другие примеры, назовите. Думаю, что нет.
Но педагоги намека не поняли и примеры привели.
– Года три мы набирали до четырех классов на параллель. В этом году у нас только два класса, – рассказывала учительница из поселка Пречистое Елена Измайлова. – Соответственно идет сокращение учителей как начальной, так и средней школы. Люди работают в военкоматах, в соцобеспечении, идут в торговлю…
Андрей Фурсенко быстро объяснил, что проблема закрытия школ находится не совсем в его компетенции. Дело здесь не в образовательной политике государства, а в демографическом спаде, с которым лично министр при всем желании ничего поделать не может.
– В этом году в школах учится на один миллион детей меньше, чем в прошлом, – заявил министр. – В России 5604 школы, в которых меньше 10 учеников. Есть школы, где затраты на одного ученика сопоставимы с затратами на студента престижного вуза. В таких условиях трудно дать полноценное образование. Конечно, какие-то школы будут закрываться. Другое дело, чтобы самим ученикам было от этого лучше. Чтобы они могли жить у себя дома, а не в интернате, чтобы, если в ряде регионов, как, например, в Сибири, нет возможности обеспечить автобусами, были хорошие интернаты. Чтобы учителя, которые теряют работу, находили себе место.
Еще один некорректный вопрос касался учительской зарплаты. Избежать его не помогли ни областные надбавки, ни обещания федерального повышения в сентябре. Педагоги сразу же заявили министру, что, увеличив оклады на 10–20%, он проблему не решит. Фурсенко с учителями не согласился и посоветовал прибегнуть к помощи магии.
– Ни у меня, ни у президента волшебной палочки в руках нет. Может быть, у кого-то есть. Как только появится такой человек, я с удовольствием уступлю ему свое место, – сказал министр в ответ на требование повысить зарплату как минимум в два раза.
Педагоги попытались объяснить министру, что при отсутствии волшебной палочки вполне может пригодиться Стабилизационный фонд. Но Андрей Фурсенко посоветовал учителям рассчитывать не на нефтедоллары, которые государству, видимо, нужны для других целей, а на деньги родителей и спонсоров.
– Ссылки на то, чтобы использовать для этих целей Стабилизационный фонд, эмоционально понятны, но не сильно обоснованы, – сказал министр. – Если взять и разделить Стабилизационный фонд даже среди бюджетников, то этих денег хватит на повышение им зарплаты до уровня средней зарплаты в промышленности на один год, а потом деньги кончатся. Надо создать условия, чтобы деньги, поступающие в школы от родителей и спонсоров, легально и максимально эффективно могли тратиться не только на укрепление материальной базы, но и на повышение зарплаты учителям.
Дальше министра спросили про ЕГЭ. Андрей Фурсенко, до этого дипломатично избегавший прямых формулировок, дал относительно внятный ответ.
– Мы ни в коем случае не отказываемся от идеи единого государственного экзамена, – сообщил Андрей Фурсенко. – Но считаем, что в самой технологии проведения ЕГЭ многие вещи потребуют изменения и пересмотра. Этот год дал очень много пищи для размышлений о том, как проводится единый госэкзамен. К сожалению, в ряде регионов результаты ЕГЭ ставят под вопрос его глобальную объективность, потому что пятерок неправдоподобно много. Возникает страх, не будет ли соблазна у отдельных регионов приспособить свою систему оценки качества образования так, чтобы использовать существующие возможности более или менее легально достичь хороших результатов по ЕГЭ не за счет повышения качества подготовки учеников, а за счет каких-то технологических шагов.
По словам министра, судьба главного образовательного проекта последних лет окончательно должна решиться в сентябре. Обсуждать единую систему оценки представители министерства будут на совещаниях с руководителями региональных органов образования и на Совете ректоров вузов России.
Спросили ярославские учителя и про то, насколько обоснованы слухи о грядущей стандартизации учебников. Андрей Фурсенко пообещал, что скоро требования к ним станут более жесткими, а из учебников истории уберут всю политику.
– Пока не идет речь о том, чтобы по каждому школьному предмету был всего один учебник. Их должно быть несколько, но они все должны отвечать жестким стандартам, – сказал министр. – Мы привлекаем сейчас к экспертизе учебников истории представителей исторической науки страны, чтобы убрать из учебников фактические ошибки и сделать их неполитизированными.
А пока ученые решают, как в очередной раз переписать учебники истории, Андрей Фурсенко посоветовал педагогам пользоваться старыми проверенными пособиями, по которым учился еще сам министр. И назвал несколько учебников, выпущенных в 70-е годы.
В заключение педсовета Андрей Фурсенко пообещал, что скоро посещение уроков физкультуры станет необязательным, зато госу-
дарство выделит деньги на то, чтобы «сделать спортзалы более удобными».
Министр пробыл в Ярославле всего шесть часов. Вечером его встречали уже в православной гимназии Рос-
товского Варницкого монастыря. Было заметно, что Андрей Фурсенко зашел не в свою епархию. Признавшись, что человек он некрещеный, министр долго пытался зажечь и поставить свечку. Зато в вопросах преподавания православной культуры в обычных школах высказал большую осведомленность:
– Разговаривал с патриархом по этому поводу. Любой гражданин России не может понимать историю России, не зная, не понимая истории религии.
Ночевать в монастыре светский министр не остался и уехал в Москву.

Наталья КЛЮЧАРЕВА


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru